Почему при разделении наследства женщина получает меньше мужчины?

1. До ислама женщина была лишена права на получение какой-либо доли наследства. Но ислам поступил с ней справедливо и предписал ей определённую долю наследства, несмотря на недовольство многих арабов того времени из тех, которые были убеждены, что только мужчины имеют право на наследство, поскольку они сражаются с врагами.

Ислам в большинстве случаев предписывает мужчине долю в наследстве, равную доле двух женщин. Это указано в Священном Коране: «Аллах предписывает относительно ваших детей: «Сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 11).

Кто опрометчиво судит о вещах, тот может считать, что это умаляет достоинство женщины и попирает её права как человека, имеющего равные права с мужчиной. На самом же деле ислам совершенно далёк от того, чтобы делать различие в доле мужчины и женщины в наследстве причиной для умаления достоинства женщины. Различие доли мужчины и женщины в наследстве нисколько не связано с их достоинством и значением, а является результатом обязанностей каждого из них.

2. Ведь ислам обязывает мужчину обеспечить свою жену и всех членов своей семьи. В то же время он не обязывает женщину тратить из своего имущества ни на кого. И если мы произведём простое арифметическое действие, то нам будет ясно, что финансовое положение женщины, чья доля в наследстве равна половине доли мужчины, лучше, чем финансовое положение мужчины. Ведь из своей доли мужчина, согласно шариату, должен обеспечить свою жену и своих детей — мальчиков и девочек, — мать и отца, если у них нет источников дохода, и своих неимущих сестёр, если у них нет того, кто их обеспечивает.

Это значит, что доля мужчины в наследстве постоянно уменьшается из-за этих многочисленных обязанностей. Женщина же отвечает только за себя, и она имеет полную свободу распоряжаться своей долей наследства, самостоятельно, независимо от мужчины увеличивая её, и у неё нет никаких финансовых обязанностей по отношению к членам своей семьи. Муж же обязан содержать её, даже если она богата. И это значит, что её доля наследства всегда увеличивается.

Из вышесказанного явствует, что женщина не подвергается никакой несправедливости или умалению своего достоинства. Подобное деление наследства даже, может быть, более выгодно для неё.

3. Есть и другие случаи, на которые указал Священный Коран и которые подробно определил исламский шариат, когда мужчины и женщины получают одинаковые доли наследства, как указано в двенадцатом аяте суры «Женщины».

Египетское управление, выносящее решения по религиозно-юридическим вопросам (Дар аль-Ифтаа аль-Мисрийа) свидетельствует о том, что многие копты Египта обращаются к исламской системе деления наследства, поскольку она решает все ссоры и искореняет причины разногласий между наследниками.

Почему свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины?

1. В исламе не во всех случаях свидетельство мужчины является равным свидетельству двух женщин. Ведь по некоторым вопросам принимается свидетельство только женщин и категорически не принимается свидетельство мужчин. Это свидетельство относится ко всем вопросам, касающимся женщин, и в которых не осведомлены мужчины. Это доказывает нам, что свидетельство должно быть основано на опыте и знании, а не на том, к какому полу относится свидетель: мужскому или женскому.

2. Что касается торговых вопросов и деловых отношений в экономической области вообще, то роль женщины в этом ограничена и её опыт мал, и наоборот, мужчина имеет больший опыт, поскольку он ежедневно и постоянно занимается этими вопросами. Поэтому указание Корана относительно этих вопросов: свидетельство одного мужчины равно свидетельству двух женщин исходит из того, что опыт мужчины в этой области равен опыту двух женщин.

Дело же здесь не в недоверии к женщине или умалении её достоинств, а в жизненном и практическом опыте. Женщина также может иметь этот опыт, и судья может принимать свидетельство одной женщины, если оно вызывает доверие. Ведь немыслимо, что судья может принять свидетельство неграмотного человека с ограниченным опытом и отказаться принять свидетельство образованной женщины, имеющей практический жизненный опыт.