В Священном Коране Всевышний говорит (смысл): » Среди мусульман есть мужи, верные завету (стойкости с Пророком), данному ими Аллаху. Среди них есть и такие, кто выполнил свой обет (сражаясь на пути Аллаха), есть и такие, для кого срок его исполнения еще не наступил, но они ни в коей мере не изменили (завету) «. Этот аят касается и Умара ибн аль-Хаттаба, оставившего неизгладимый след в истории и становлении Ислама.

Умар ибн аль-Хаттаб — второй праведный халиф, повелитель правоверных, за которого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился, прося Всевышнего: » О, Аллах, укрепи Ислам Умаром ибн аль-Хаттабом «, и когда Умар принял Ислам, это придало мусульманам силу и могущество. Пророк назвал его аль-Фаруком, т. е. инструментом, посредством которого Аллах отделяет истину ото лжи. То, что Пророк назвал его так, было одним из чудес Посланника. Правление Умара ибн аль-Хаттаба явилось укреплением истины и справедливости, он покорил многие страны и распространил в них Ислам.

«Жизнеописании Пророка Мухаммада»

В «Жизнеописании Пророка Мухаммада» Ибн Хишам приводит слова Ибн Масуда: «У нас не было возможности совершать молитву возле Каабы до тех пор, пока Умар не принял Ислам. А приняв Ислам, он противостоял курайшитам, чтобы можно было молиться возле Каабы, и мы совершали молитву вместе с ним». Умар был правдив по отношению к Аллаху так, что Он вложил истину в его уста и сердце, и пока Аллах не внушил ему это, он не был из числа тех, кому внушает Всевышний. Тирмизи приводит от Ибн Умара, Ибн Маджи и аль-Хакима, что Посланник Аллаха сказал: » Поистине, в уста и сердце Умара Аллах вложил истину «.

Бухари привел от Абу Хурайры: » Посланник Аллаха сказал: «Среди тех, кто был до вас, были те, кому было внушение от Аллаха. Если в моей умме будет подобный, то это будет Умар «.

По словам Бухари и Муслима, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » О, Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, когда бы ни встретил тебя шайтан, идущим по одному из ущелий, он пойдет по другому ущелью «.

Мы также обнаруживаем, что в подтверждение слов и мнений Умара Всевышним ниспосылались аяты Корана. Так, были ниспосланы аяты относительно его мнения о пленных, взятых при Бадре, а также в связи с молитвой за стоянкой Ибрахима (макам Ибрахим) возле Каабы, о запрете опьяняющих напитков, о ношении хиджаба и по поводу других важных вопросов. Все они подтверждают его прозвище аль-Фарук, данное ему Пророком. Этот факт также подтверждает и то, что Аллах вложил истину в уста и сердце Умара.

Когда Умар ибн аль-Хаттаб был халифом, он судил согласно истине и справедливости, и его приверженность к справедливости осталась известной на века. Умар укрепил Ислам и сделал могущественным исламское государство. Его деяния подтверждают слова Всевышнего о том, что (смысл) » тем из вас, кто уверовал и вершил благие деяния, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому, как Он сделал преемниками тех, кто был до них; и обещал, что укрепит их веру, которую Он одобрил для них «.

Жизнь Умара ибн аль-Хаттаба была похожа на жизнь пророков и посланников. Это подтверждается словами самого Посланника Аллаха, сказавшего: » Если бы после был пророк, то им был бы Умар ибн аль-Хаттаб «. Умар ибн аль-Хаттаб очень боялся гнева Всевышнего, часто плакал, трепеща перед Ним. Он заботился о следовании сунне Посланника Аллаха и пути первого праведного халифа Абу Бакра. Он твердо придерживался истины и справедливости, ревностно относился к религии Аллаха, стремился улучшить жизнь мусульман, был сведущ в Книге Аллаха, не боялся ради Аллаха упреков со стороны упрекающих его. В своем стремлении к истине и справедливости он дошел до того, что однажды, стоя на минбаре, произнес: » О, мусульмане, что вы скажете, если я склонюсь к этому миру настолько? » и наклонил голову. Один человек встал и сказал: «Мы исправим тебя саблей вот так» и провел рукой по горлу. Умар спросил его: «Ты меня имеешь в виду?» Тот ответил: «Да, я имел в виду тебя». Тогда Умар сказал: «Да смилуется над тобой Аллах! Хвала Аллаху, благодаря Которому в моей пастве есть тот, кто поправит меня, если я отклонюсь!»

Однажды аль-Ахнаф ибн Кайс, правитель Ирака, прибыл к Умару с делегацией. Это было в жаркий летний день, и делегация застала его завернувшимся в абу и обмазывающим специальным маслом одного из верблюдов, предназначенных для милостыни. Умар сказал: «О, Ахнаф, сними свою одежду и помоги повелителю правоверных с этим верблюдом. Этот верблюд — милостыня, в нем есть доля сироты, вдовы и бедняка». Один из прибывших сказал: «Да простит тебя Аллах, почему бы тебе не повелеть это рабу, собирающему милостыню, чтобы он сделал это за тебя?» Умар спросил тогда: «А кто более раб, чем я и Ахнаф? Я — раб, отвечающий за милостыню так же, как и Ахнаф. Обязанностью того, кому поручено вести дела мусульман, является и то, что обязан делать раб для своего господина в наставлении мусульман и выполнении поручений».

Однажды, находясь у себя дома и укрываясь от неимоверной жары, Усман ибн Аффан увидел человека, ведущего за собой двух верблюдов. День был настолько знойным, что Усман подумал: «Что это с ним? Почему бы ему не остаться в Медине до наступления вечерней прохлады, а затем выйти в путь?» Усман сказал своему вольноотпущеннику: «Посмотри, кто это». Тот ответил: «Я вижу мужчину, обвязавшего голову накидкой. Он ведет двух молодых верблюдов». Вскоре этот мужчина приблизился. Им оказался Умар ибн аль-Хаттаб — повелитель правоверных. Тут Усман спросил его: «Что привело тебя в такой час?» Умар ответил: «Два отставших молодых верблюда, предназначенные для милостыни. Я хочу привести их на пастбище. Я испугался, что они пропадут и Аллах спросит с меня за них». Усман сказал: «Зайди в тень и выпей воды. Мы избавим тебя от этой задачи и пошлем того, кто выполнит ее за тебя». Умар сказал: «Иди к себе». Но Усман продолжал: «У нас есть, кто сделает это вместо тебя». Однако Умар был непоколебим и тронулся в путь. Тогда Усман сказал: «Кто хочет посмотреть на сильного, заслуживающего доверия человека, пусть посмотрит на него!»

Историй о самоотверженности Умара в служении своей пастве и установлении истины и справедливости очень много. История не знала такого халифа, который бы служил людям так искренне, честно и справедливо, как это делал Умар. Вместе с тем он был аскетичен и довольствовался самым малым. Он ел лепешки только из муки грубого помола, носил грубую одежду и часто говорил: «Мы лучше знаем нежность еды, чем многие из употребляющих ее, однако мы оставляем ее на тот день, когда всякая кормящая мать забудет своего младенца и всякая, носящая бремя, потеряет своего ребенка».

Джабир ибн Абдулла аль-Ансари сообщил: «Однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел, как я нес мясо». «Что это, Джабир?» — спросил он. Я ответил: «Мне захотелось мяса, и я купил его». «Все, что ты ни пожелаешь, ты будешь покупать? Тебя не страшит аят, в котором говорится, что «для каждого будет ступень воздаяния в соответствии со своими делами, дабы Он полностью воздал им за их поступки, и не будет им никакой несправедливости?»

Умар ибн аль-Хаттаб был также прекрасным военачальником. Он отправлял войска для взятия городов персов и византийцев, где впоследствии люди принимали Ислам. Во время его правления были взяты Ирак, Исфахан, были покорены города в Аш-Шаме и Египте. В его эпоху произошли самые великие сражения в истории Ислама: битва при Ярмуке, аль-Кадисийя, Нахаванд и другие. Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, отправляя войска из Медины, назначал предводителей и определял военные планы. Великие достижения Умара затмили военные успехи других великих полководцев и героев истории.

Против этого великого человека враги Ислама не могли сделать ничего, кроме трусливого нападения: они отправили раба-огнепоклонника по имени Абу Лулуа, и во время утренней молитвы, встав позади Умара, он несколько раз ударил его ножом в спину. Так смертью шахида пал второй праведный халиф. На этом завершился один из важнейших этапов исламской истории.

Да смилуется Аллах над повелителем правоверных Умаром! Принятие им Ислама стало помощью для мусульман, а период его правления явился их победой, он укрепил основы исламского государства, сделал его могущественным, подавив его врагов. Да воздаст ему Всевышний и от всей мусульманской уммы наилучшим воздаянием!