Нет и не может быть некоего «списка», который с безусловной определённостью устанавливал бы, какие мечети – «самые-самые», какие чуть хуже, какие – заурядны. И всё-таки… «Татарский мир» рассказывает о шести мечетях-шедеврах, их устройстве, украшениях, истории.

Архитектура мусульманских храмов — яркая страница мировой культуры. Следуя религиозным канонам, создатели мечетей при этом воплощали в их облике и украшении ещё и национальные традиции, дух времени, собственную индивидуальность. Только так, собственно, и рождаются шедевры.

Нет и не может быть некоего «списка», который с безусловной определённостью устанавливал бы, какая мечеть — шедевр архитектуры, а какая — нет, какой из шедевров — № 1, а какой чуть-чуть или на порядок похуже: искусство — это многообразие образцов и к нему принципиально не применим механистический подход.

В публикации Марселя Зейнуллина «Великие мечети мира» «Татарский мир» рассказывает лишь о некоторых шедеврах мусульманской храмовой культуры, ни в коей мере не претендуя ни на бесспорность отбора «объектов» описания, ни, тем более, на полноту их «набора». В будущих публикациях «ТМ» расскажет о других достопримечательных мусульманских храмах — в частности, воплощающих национальные особенности архитектурных традиций народов России, модернистские проявления храмовой архитектуры ХХ века; одну из публикаций мы посвятим «малым» мечетям — шедеврам, которые украшают деревни и небольшие города; наконец, некоторые публикации будут посвящены подробной истории некоторых мечетей — удивительной и драматичной, увлекательной и поучительной.

Мечеть Харам Бейт-Уллах в Мекке

Кааба — главная святыня ислама, «кибла». Во время молитвы мусульмане всего мира поворачиваются лицом в сторону Мекки, где находится Кааба, к Каабе обращены михрабы всех мечетей мира.
Слово «харам» по-арабски имеет два значения: «священный» и «запретный»; «Бейт-Уллах» означает «Дом Аллаха». Мусульмане почитают мечеть Харам Бейт-Уллах особой святыней, в которую немусульманину вход воспрещён.

Предание связывает возникновение Каабы с началом священной истории. Согласно Корану, Адам и Ева (Хавва), согрешившие и изгнанные из рая, раскаялись, и Бог простил их. Акт прощения и воссоединения с Богом состоялся на горе Арафат, которая называется также Горой Милости — Джабал ар-Рахман. В знак прощения Бог ниспослал Адаму блестящий белый камень — аль-Худжр аль-Асвад. В память об этом событии вблизи горы Арафат Адам и Ева воздвигли над этим белым камнем первое святилище Кааба. Впоследствии, рассказывает предание, камень почернел от людских грехов. А первый храм Каабы — аль-Байт аль-Харам, Священный дом — воздвигнутый Адамом, стал первым храмом на Земле, посвящённым единому Богу.

Во время Всемирного потопа храм Кааба был сильно повреждён, и камень волей Божьей переместили в более безопасное место. Святилище Кааба возобновлено праотцом иудеев и арабов, духовным предком Мухаммада пророком Ибрагимом (в Библии он зовётся Авраамом).
На протяжении столетий храм Кааба часто повреждался в результате стихийных бедствий, однако каждый раз арабы восстанавливали его. В начале VII века в Каабе произошёл сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена. Тем не менее люди опять восстановили Каабу.

Однако среди арабских племён, которые совместно занимались восстановлением храма, начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного Чёрного камня. Этот спор был разрешён Пророком Мухаммадом. Он расстелил на земле платок и положил в центре его Чёрный камень. Затем он предложил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг платка. Все вместе они подняли лежащий на ткани священный камень и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммад и установил камень в отведённое для него место. При этом Пророк Мухаммад разрушил всех идолов, стоявших в храме…

Сегодня мечеть Харам Бейт-Уллах представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. На трёх углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвёртый и пятый углы соединены протяжённой крытой галереей. Харам Бейт-Уллах — одна из самых больших мечетей мира. В центре огромного пространства её внутреннего двора возвышается храм Кааба.
Слово «Кааба» в переводе с арабского означает «куб». Кааба имеет форму куба с протяжённостью сторон по 15 метров, сложенного из каменных плит. Большую часть года Кааба скрыта под чёрным покрывалом — кисвой, открывается она только во время паломничества — хаджа. По завершении хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки, продают паломникам как сувениры.

Внутрь храма Каабы можно войти через высокие врата. Они открываются очень редко — не чаще двух-трёх раз в год. Обычно внутрь Каабы допускаются только король Саудовской Аравии или его представитель, главы дипломатических миссий из других мусульманских стран, представители духовенства.

С тех пор, как Пророк Мухаммад очистил её от 360 идолов, Кааба пребывает пустой. Внутри неё нет михраба, так как Кааба — центр мусульманского мира (это единственный мусульманский храм, где нет михраба). Его стены украшают только тексты из Корана.
Знаменитый Чёрный камень установлен на высоте около метра в наружном юго-восточном углу Каабы. Он, скорее всего, является упавшим с неба метеоритом и выглядит как полукруглый камень размером приблизительно 30х40 сантиметров, состоящий из нескольких частей, скреплённых серебряной нитью. Глубокая впадина в середине камня образовалась в результате бесчисленных прикосновений и поцелуев паломников.
От гладкой и прохладной поверхности камня исходит приятный аромат. Поцелуи и прикосновения к священному камню являются древнейшей традицией мусульман, установившейся после того, как это сделал Пророк Мухаммад. Мусульмане убеждены, что если кто-либо из верующих целует камень искренне, от всего сердца каясь в грехах, и семь раз обходит вокруг Каабы, призывая на помощь Аллаха, то камень обязательно станет свидетельством этой мольбы в день Страшного суда.
Во дворе мечети находятся ещё несколько святынь ислама. Камень «макам Ибрагим», стоящий напротив Каабы, отмечает место, с которого Ибрагим (Авраам) руководил строительными работами. Полукруглая стенка, отгораживающая часть Каабы, отмечает, согласно преданию, местоположение могил Исмаила (сына Ибрагима-Авраама, в Библии — Исаак) и его жены египтянки Агари (по-арабски Хаджары). Остальные члены семьи Ибрагима-Авраама и сам он похоронены в Хевроне (Палестина).

Перед Чёрным камнем на расстоянии нескольких метров от него находится стена, из которой бьёт святой источник Земзем, открытый архангелом Джибрилом. По убеждению мусульман, он не иссякнет до наступления дня Страшного суда.

Как уже говорилось выше, если паломникам удаётся приблизиться к Чёрному камню, они могут коснуться его или поцеловать. Это священный миг для мусульманина. Те, кто не смог приблизиться к нему, проходя мимо камня, просто поднимают руки в приветственном жесте.

Мечеть халифа Омара («Купол Скалы») в Иерусалиме

В Иерусалиме в так называемом Старом Городе, что на святой горе Мориа, возвышается удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный замок из бирюзы. Это мечеть халифа Омара, чаще называемая «Купол Скалы». Она — ещё одна из главных мусульманских святынь в мире, «чудо ислама». Её увенчивает громадный золотой купол с полумесяцем на вершине. Золотой купол мечети символизирует священную скалу, вершину горы Мориа, которая, по поверью, отмечает центр мира. Мечеть стоит на месте легендарного храма иудейского царя Соломона (Х век до нашей эры), одного из самых великих храмов древности.
История этого места уходит в библейские времена. Считается, что именно здесь, на горе Мориа, Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Другое предание рассказывает, что когда в начале I тысячелетия до нашей эры в Иерусалиме воцарился Давид, он попытался провести перепись населения, чем навлёк на себя гнев Господень, и в Иерусалиме началась эпидемия. В ту пору перед царём Давидом на вершине горы Мориа явился ангел Господень, держащий в руке обнажённый меч, занесённый над Иерусалимом. Предание говорит, что нога ангела коснулась вершины скалы, которая навеки почернела и оплавилась. Чтобы искупить свой грех, царь Давид воздвиг на этой скале алтарь-жертвенник. Позднее сын Давида Соломон построил на этом месте огромный храм, где хранился легендарный Ковчег Завета — продолговатый ящик со скрижалями — откровениями Бога. Ещё и сегодня можно увидеть фрагменты каменного основания, на котором стоял храм Соломона.
В VI веке до нашей эры Иерусалим захватил вавилонский царь

Навуходоносор, и храм Соломона был разрушен до основания. Позднее его восстановили, а в I столетии до нашей эры царь Ирод перестроил храм и значительно расширил его, однако новый храм всё равно оставался беднее и меньше прежнего. Около 70 года, во время Иудейской войны этот храм был разрушен и более не восстанавливался.

С вершиной горы Мориа связаны события Лейлят аль-Мирадж — «Ночи Вознесения», одной из важнейших в жизни Пророка Мухаммада. В 619 году в одну из ночей Мухаммад был внезапно разбужен явившимся к нему архангелом Джибрилом (Гавриилом) и перенесён на волшебном животном аль-Бурак в Иерусалим, на скалу Мориа. Здесь над Пророком разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммада к трону Господа. Этой ночью Мухаммаду открылись правила мусульманской молитвы. Он встречался и беседовал с другими пророками прошлого, в числе которых — Моисей (Муса), Авраам (Ибрахим), Иисус (Иса) (См. об этом: «Чудесное ночное путешествие Пророка Мухаммада» — «ТМ», № 15, стр.11).

Мечеть «Купол Скалы» отмечает то место, с которого Мухаммад вознёсся на небеса. А в самой мечети паломники могут видеть отпечаток ноги Пророка и три волоска из его бороды.

В VII веке нашей эры Иерусалим был завоёван арабами. Халиф Омар Ибн-Хатиб построил в 688-692 годах на вершине горы Мориа над священной скалой мечеть, получившую название «Купол Скалы». Мечеть и скала стали традиционным местом паломничества мусульман, третьим после Мекки и Медины. В эпоху крестовых походов, когда крестоносцам на какое-то время удалось овладеть Иерусалимом, в мечети была устроена христианская церковь, затем снова обращённая в мечеть. На сегодняшний день мечеть Омара — самая древняя из сохранившихся мусульманских построек в мире.

Здание мечети возвышается в центре обширного двора, обнесённого каменной стеной. Издали мечеть выглядит голубой, но по мере приближения к ней глаз начинает различать белые, жёлтые, зелёные, чёрные узоры на стенах храма. В формах мечети Омара очень мало от традиционных исламских мечетей — она скорее напоминает раннехристианские храмы.

В плане мечеть является восьмигранником. Внутри вдоль стен идут двухъярусные галереи. Мечеть сказочно великолепна. Слабый свет падает внутрь здания через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стёкла — жёлтые, голубые, розовые — создают в интерьере мечети удивительный эффект мягких тонов, напоминающий о перламутре. Этим перламутровым светом наполнено всё пространство храма.

Стены мечети приблизительно до половины высоты облицованы мрамором, а выше стены, своды, арки как будто покрыты старинной парчовой тканью, расшитой золотом и перламутром по зелёному фону. Это — великолепные мозаики, выполненные под влиянием византийского искусства из миллионов кусочков мрамора, перламутра и золота всевозможных оттенков. Содержание мозаик — растительный и геометрический орнаменты, многочисленные надписи, выполненные арабской вязью. Чаще всего встречается изображение зелёных листьев винограда на золотом фоне. Это сочетание зелени и золота кое-где расцвечивается большими алыми цветами. Одна из мозаичных надписей напоминает о строителе мечети «Купол Скалы» халифе Абдул эль-Малике из династии Омейядов. Первоначально мозаики покрывали и внешние поверхности стен, но в XVI веке их заменили на изразцовые плитки.

Диаметр перекрывающего громадного золотого купола — 20 метров, высота — 34 метра. Купол опирается на два ряда идущих по окружности колонн с золочёными капителями. Колонны сделаны из красного порфира, зелёного и бордово-фиолетового мрамора с белыми прожилками.

В центре здания находится двойная ограда. За первой оградой — деревянной, покрытой искусной резьбой, — находится вторая: чугунная решётка готического стиля, поставленная здесь крестоносцами, когда они устроили в мечети христианскую церковь. Эта ограда окружает чёрную, неправильной формы скалу — вершину горы Мориа, на которою некогда ступил ангел Господень.

Совершающие паломничество мусульмане по традиции обходят священную скалу. семь раз. Священная скала почитается и приверженцами других религий — христианской и иудейской: ведь Иерусалим — это священный город трёх религий…

«Голубая мечеть» в Стамбуле

После завоевания Константинополя турками в 1453 году главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы был обращённый в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии. И только в начале XVII столетия по приказу султана Ахмеда I была построена мечеть, не уступающую своей монументальностью храму византийских императоров.
Строительство мечети началось в 1609 году, когда султану Ахмеду I было всего 19 лет. Существует предание, что из-за каких-то совершённых по молодости лет грехов султан строительством мечети хотел умилостивить Аллаха. По другой версии, султан Ахмед в те годы подписал с австрийским императором договор, в котором вопреки многовековой традиции турецких султанов признавал «повелителя гяуров» равным себе — «повелителю правоверных». Это вызвало большое недовольство в Стамбуле. Тогда, вероятно, Ахмед был вынужден подчеркнуть свою незыблемость в вере актом строительства самой грандиозной мечети Стамбула

Строитель мечети — архитектор Мехмет-ага. Он строил этот шедевр мусульманского зодчества семь лет. В 1616 году мечеть была завершена. Официально она стала называться мечетью султана Ахмеда, но в народе за ней закрепилось другое название: «Голубая мечеть» — из-за того, что интерьер храма отделан голубыми изразцами. Их более двухсот тысяч и они сплошным ковром покрывают стены мечети.

Здание «Голубой мечети» в целом традиционно для мусульманской архитектуры. Несомненно, образцом для строительства явился храм Святой Софии: об этом свидетельствует нарастающий ввысь каскад куполов, напоминающий аналогичный приём, применённый строителями византийского храма. Большой центральный купол окружают четыре подкупола, а под ними располагаются ещё четыре купола меньшего размера. Необычным является количество минаретов — их шесть: четыре высоких минарета, как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже — на внешних углах внутреннего двора. «Голубая мечеть» — единственная в мире мечеть с шестью минаретами. Предание рассказывает, что султан Ахмед, так стремившийся подчеркнуть свою правоверность, строительством шести минаретов явно «пересолил»: ортодоксальные старейшины Мекки, священного центра ислама, увидев мечеть с шестью минаретами, были весьма разгневаны. Говорили также, что султан навлёк на себя и гнев Аллаха: вскоре после того, как была простроена его новая мечеть, в 1627 году султан Ахмед умер от тифа в возрасте 27 лет.

Во внутренний двор «Голубой мечети» ведут трое ворот. Во дворе находится традиционный фонтан для омовения. Его каменный бассейн имеет шестиугольную форму. В восточном углу двора мечети находится мусульманская школа — медресе. Мечеть окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено тридцать маленьких куполов.
Громадный зал мечети залит светом. 260 больших окон устроены таким образом, что он достигает даже самых дальних уголков. Опирающийся на четыре мощных столба главный купол «Голубой мечети» словно парит в воздухе на высоте 24 метра. Сверху спускается подвешенный к потолку огромный светильник-паникадило. Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишнёвых тонов. Но главные, доминирующие цвета мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, украшающих стены мечети. В XVI веке изразцы турецких мастеров пользовались исключительным успехом и экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства «Голубой мечети» все мастерские работали только на неё: Ахмед I запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.

Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, жёлтого, кремового, золотистого. Основной мотив керамического убранства «Голубой мечети» — растительный узор, а также изречения из Корана. Михраб мечети и минбар (амвон, кафедра для чтения проповедей) изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом.

«Голубая мечеть» в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Её минареты и огромный купол возвышаются над Босфором и являются доминантой силуэта этого древнего города.

Мечеть ибн-Тулуна в Каире

В 876—879 годах султан Ахмед ибн-Тулун, первый правитель Египта, не зависимый от багдадских халифов, основатель династии Тулунидов, построил в Каире на холме Яшкур мечеть, получившую по имени правителя наименование мечети ибн-Тулуна. Мечеть располагается между цитаделью и старым городом, позади неё находится дворцовый квартал — королевский дворец, многочисленные дворцы знати, сады и площади. Этот район носит название Харет ибн-Тулун.

Мечеть ибн-Тулуна — одна из самых древних мечетей Каира. Она относится к типу «гамаиа», то есть предназначена для многолюдных молений. В своё время три главных мечети города — ибн-Тулуна, Ал-Азхар и Ал-Хакима — вмещали в себя во время традиционных пятничных молитв всё население города.

Предание рассказывает, что проект мечети ибн-Тулуна был составлен архитектором-христианином, который специально для этой цели был освобождён из темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила.

Мечеть ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века всё же оставили на сооружении свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть её высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к зданию мечети с западной стороны и не похож ни на один из других минаретов Каира. Мечеть ибн-Тулуна окружает могучая стена с зубцами, напоминающая крепостную стену, — правда, от неё отличает опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.

Просторный внутренний двор мечети ибн-Тулуна размерами 92х92 метра с трёх сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора находится фонтан для омовения. В 1296 году над фонтаном был сооружён купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.

Мечеть ибн-Тулуна построена из обожжённого кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек и был привнесён из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен. Лишённая какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя.

Стены мечети и все архитектурные детали — арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы — покрывает стилизованный рельефный растительный узор. (Обилие орнаментов в мечетях не случайно: традиции мусульманского искус-ства ограничивают возможность изображения живых существ, зато искусство орнамента достигло предельного совершенства и придаёт исламским постройкам удивительное изящество и красоту).
Михраб мечети — один из самых древних элементов этого здания, сооружённый ещё при ибн-Тулуне, но в последующие годы он неоднократно перестраивался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями — похоже, что они подражают колоннам византийской эпохи времён императора Юстиниана.

Рядом с мечетью султан ибн-Тулун устроил площадь. На эту площадь выводят несколько ворот. Через центральную арку имел право проходить только сам ибн-Тулун.

Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает её одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.

Мечеть султана Хасана в Каире

Старый Каир — сказка арабского Востока. Многие его дома сохранились в неприкосновенности с XVII, а то и с XVI столетия. Над лабиринтом узких улиц возвышаются древние мечети — их более пятисот.

В первой половине XIV столетия султаном Египта стал Ан-Насир Насир ад-Дин аль-Хасан. Новому султану ещё не было четрынадцати лет, и страной правил не столько он, сколько его приближённые, которые, как водится, не чурались интриг и козней. Спустя четыре года Хасан был свергнут и заточен в каирской цитадели. Престол занял его младший брат ас-Салих Салах ад-Дин-Салих. Но через три года произошёл новый переворот и теперь уже в заточении оказался Салих, а Хасан снова взошёл на престол.

Трёхлетнее заточение пошло Хасану только на пользу: в тюрьме он активно занимался науками, много читал. И если в первое своё царствование он показал себя легкомысленным юношей, то теперь явил собой редкий образец просвещённого монарха.

В 1356 году Хасан начал строить мечеть, получившую по его имени наименование Мечеть султана Хасана. Строительство было завершено через шесть лет. А в 1385 году в мечети был установлен саркофаг с останками её строителя — султана Хасана…

Саркофаг султана Хасана скрывает в себе неразгаданную загадку. Он был установлен только спустя двадцать четыре года после смерти Хасана. На саркофаге имеется надпись, которая говорит, что здесь погребено тело шахида — мученика: существует предание, что Хасан погиб в битве. Но средневековый арабский историк Макризи писал, что на самом деле Хасан был убит своими рабами, тело его было выброшено в пустыню и никогда не погребалось в саркофаге и в действительности в мечети похоронен не Хасан, а его сын аш-Шихаб Ахмед, умерший в 1368 году.

Мечеть Хасана по своему типу является мечетью-медресе — здесь находилась одна из старейших религиозных школ арабского Востока. В плане мечеть имеет форму креста: в каждом окончании «креста» размещались группы учеников, изучавших один из богословских толков ислама — ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Отсюда маленькие двери ведут в сводчатые комнаты, где жили ученики медресе.

Спустя три года после постройки мечети произошла ужасная трагедия: один из минаретов мечети внезапно обвалился, и под его обломками нашли свою смерть около сотни учеников медресе. А ровно через тридцать три дня после этого происшествия погиб сам султан Хасан. Эти обстоятельства вызвали в Каире многочисленные толки. Говорили, что Аллах недоволен султаном Хасаном и все эти трагические события — знамения Божьего гнева.

Подобно другим мечетям старого Каира, мечеть султана Хасана сооружена по традиционной схеме. Главный фасад мечети, имеющий протяжённость 150 метров, отличается строгой соразмерностью всех частей. Его украшает грандиозный портал. В центре внутреннего двора, окружённого стеной, располагается бассейн с водой для омовения рук и лица перед молитвой. Над бассейном находится купол, опирающийся на мраморные колонны. Купол опоясывает прихотливая арабская вязь.

Несмотря на всю строгость внешней отделки мечети и практически полное отсутствие дорогостоящих материалов — золота, серебра, драгоценных камней, — расходы на строительство мечети были огромными. В течение всех шести лет, которые она строилась, ежедневно затрачивалось по 20 тысяч серебряных дирхемов. Здание получилось внушительным: площадь мечети составляет 7906 квадратных метров. Высота купола мечети 48 метров, его диаметр — 21 метр.

Сейчас практически невозможно представить, как первоначально выглядел интерьер мечети султана Хасана. Многие предметы из мечети пропали, другие перенесены в Музей исламского искусства в Каире. Но и нынешнее убранство мечети продолжает сохранять цельность и красоту. Высокие стены покрывает ажурный резной растительный узор сложного переплетения, мечеть украшают мраморные мозаики и резные деревянные панели.

С особой искусностью и тщанием были изготовлены двери мечети. Дверь главного входа, покрытая металлическими пластинками с чеканным узором в виде звёзд и розеток, сейчас находится в каирской мечети Ал-Муайяда. Но другие двери в мечети султана Хасана остались на своих местах. Они покрыты накладными бронзовыми пластинками, украшены строгим и тонким геометрическим орнаментом.

Мавзолей султана Хасана располагается за михрабом мечети. Он отличается исключительной красотой внутренней отделки. В него ведут две двери, расположенные по обе стороны от михраба, богато инкрустированные золотом и серебром. Стены мавзолея на высоту 8 метров покрыты мраморной облицовкой, а выше — деревянными резными панелями.

Существующий грандиозный купол мечети сооружён в 1670 году — первоначальный, построенный в XIV веке, рухнул в результате военных действий. Мечеть Хасана вообще имеет печальную судьбу — на протяжении столетий она сильно пострадала во время внутренних смут и иноземных нашествий. И дело тут не в каком-то злом роке, висевшем над мечетью. Просто после постройки мечеть оказалась в непосредственной близости от каирской цитадели, а любой мятеж или переворот начинался с попыток захватить цитадель. Любая битва за Каир, с турками ли, с французами ли, имела конечной целью захват цитадели. В свою очередь, обороняющиеся, отступая к стенам цитадели, часто прятались в мечети султана Хасана, сюда же бежали потерпевшие неудачу мятежники.
Если северный минарет мечети довольно ординарен, то южный, самый высокий в Каире, выделяется своим архитектурным изяществом. Он состоит из четырёх объёмов: круглый у основания, минарет переходит затем в четырёх-угольный, квадратный в плане объём, на котором, в свою очередь, установлен восьмиугольник, в каждой грани которого находится продолговатая арочная ниша. Кроме обычного балкона, с которого муэдзин обращается к правоверным, минарет имеет несколько маленьких декоративных балкончиков. Всё сооружение увенчано опирающимися на колонны куполом. При этом если нижняя часть минарета довольно проста и не имеет никаких украшений, то верхняя, самая заметная, украшена изящным архитектурным орнаментом, художественной кирпичной кладкой, резными нишами. А на самом верху, у основания купола, колоннада, поддерживающая купол, украшена богатым орнаментом и резьбой и как бы парит в воздухе — своеобразная архитектурная кульминация всего сооружения.

По образцу минарета мечети султана Хасана впоследствии были построены ещё несколько подобных сооружений — в частности, минареты Аль-Муайяд, Кайт-бей и другие. Многие исследователи (арабский историк ал-Латиф, англичанин Батлер и другие) считают, что сам принцип строительства минаретов такого типа, по-видимому, заимствован у строителей Фаросского маяка, с которым арабы познакомились ещё в VII веке. Доказательством этого служит верхняя часть минарета, очень похожая на «фонарь» маяка.

Это мнение разделяют не все. Как бы то ни было, стоит вспомнить, что само арабское слово «минара», от которого произошло слово «минарет», означает «башня света». Речь, конечно, идёт не о свете маяка, а о свете человеческого духа.

Мечеть Омейядов в Дамаске

Дамаск — один из древнейших городов мира. Существует легенда, что где-то в этих местах Каин убил Авеля. А сам город возник приблизительно в XI веке до нашей эры и до 732 года до нашей эры был столицей Дамасского царства…

Джимия аль Умейи, иначе — Большая мечеть, или мечеть Омейядов, расположена в центре старого города, на месте, где некогда стоял древнеримский храм Юпитера Дамасского (ещё раньше на этом месте находился арамейский храм). О красоте и величии этого античного храма сегодня можно судить по немногим пощажённым временем и людьми фрагментам — например, шестиколонной Триумфальной арки высотой в 16 метров. Предполагают, что весь архитектурный ансамбль храма Юпитера окончательно сложился к III веку, а уже в следующем столетии, в правление императора Феодосия (379-395) он был частично разрушен. Из обломков его южной стены византийцы построили православный собор во имя Иоанна Крестителя. В этом соборе хранилась христианская святыня — голова Иоанна Крестителя, предтечи Христа, убитого по приказу царя
Ирода.

Византийцев сменили арабы. В 705 году халиф Валид бен Абд-эль-Малик из династии Омейядов пожелал украсить свою столицу Дамаск памятником, достойным блеска правящей династии. Он должен был затмить собой все другие монументальные постройки арабского мира. Мечеть Омейядов стала оплотом и святыней ислама, первым культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман.

Новую мечеть решено было построить на месте византийского храма Иоанна Крестителя. Его разобрали и материалы были употреблены на строительство мечети. Из всех тогдашних центров мировой культуры — Афин, Рима, Константинополя, стран арабского Востока — были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел.
На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров мечети широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированной резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пережив десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть поражает своим величием и великолепием форм. Можно представить себе, какой она была в первые годы своей истории!

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Во двор мечети ведут четверо ворот. Их порталы облицованы керамическими плитками и мозаикой эпохи Омейядов. Внутренний двор мечети вымощен квадратными каменными плитами и меет форму прямоугольника длиной 125 и шириной 50 метров. С трёх сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвёртой стороны находится молельный зал. В одном из углов двора находится каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах с пышными капителями. Это «Куббат эль-Хазне», сокровищница халифов. Когда-то здесь хранилась казна династии Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом.

В противоположном конце двора располагается каменная беседка с солнечными часами. Её купол тоже опирается на восемь колонн, причём ни одна из колонн не похожи на другую — вероятно, в своё время они были взяты из разных построек. Посредине двора, как это принято, находятся традиционные фонтан и бассейн для омовений.
С южной стороны двора находится здание молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду, теперь окна и арочные пролёты закрывают деревянные стены и цветные витражи.
Зал для молитв огромен. Его длина составляет 136 метров, а ширина — 37 метров. Своды уходят ввысь. Изящные крутые арки опираются на 40 мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на себе тяжесть свинцовой кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол. На южной стороне расположены четыре михраба — ниши в стене мечети, указывающие направление на Мекку. Из четырёх михрабов Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой перламутром и цветным мрамором.

Крутая лестница за резными высокими дверями ведёт на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда духовные проповеди транслируются по радио по всей стране.

В восточной части зала расположен увенчанный куполом мраморный павильон, украшенный двумя зелёными знамёнами ислама. Сквозь его стёкла можно разглядеть большую надгробную плиту. Здесь захоронена христианская реликвия, которую чтят и мусульмане, — голова Иоанна Крестителя (мусульмане называют его пророком Яхъя), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов стоявшего на этом месте православного византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены христианство и ислам.

Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются её мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет. На многочисленных мозаичных панно можно видеть Дамаск эпохи Омейядов — дворцы, фруктовые деревья, цветы, полноводную реку.
Зал мечети освещают тяжёлые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер молитвенного зала несколько изменил свой вид. В частности, окна и проёмы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.

Самый древний из трёх минаретов расположен в центре северной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук — минарет Невесты и построен в эпоху Омейядов. Время не сохранило полностью его первоначальный облик. Минарет неоднократно реставрировался, и его верхняя часть выполнена в современном стиле. Западный минарет Ал-Гарбия построен в XV веке. Его прямоугольная башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во двор мечети.
Минарет, стоящий в юго-восточном углу, носит имя… Иисуса Христа. Нонсенс? Отнюдь. Ислам, как известно, не отвергает Христа и считает его пророком. Арабы называют его «Исса бен-Мариам» — «Иисус, сын Марии». Нижняя часть минарета Иисуса Христа имеет вид четырёхугольной башни, а верхняя напоминает гранёный карандаш. Существует поверье, что именно на этот минарет спустится с небес Иисус Христос в час Второго пришествия для последней схватки с Антихристом накануне Страшного суда, а потом отсюда будет вершить свой суд над миром…
Мечеть Омейядов за небольшую плату доступна для осмотра туристами любого вероисповедания.