Первый мусульманский период. Еще при жизни поколения, завоевавшего Сирию, богатство, уровень развития ремесел и населенность сирийских городов побудили сторонников ислама перенести центр исламского государства в Дамаск (из Мекки и Медины). Начиная с 661, когда правитель Сирии Муавия объявил себя халифом, и вплоть до 750 Дамаск оставался резиденцией правителей династии Омейядов и столицей Арабского халифата. Государство Омейядов управлялось сирийцами, причем как мусульманами, так и христианами, а сирийские солдаты воевали с войсками византийских императоров. На смену греческому государственному языку пришел арабский. Однако отдельные элементы эллинистического наследия сохранились, так как арабы постепенно переняли культуру, социальную организацию и политическую систему, с которыми они столкнулись в сирийских городах.

В 8 в. региональные, религиозные и династические противоречия привели к тому, что Дамаск, а вместе с ним и вся Сирия потеряли свое прежнее значение. Омейядов вытеснила династия Аббасидов сделавшая своей столицей Багдад. Население Сирии сократилось, а ее города утратили свой блеск и благополучие. В течение следующих трех столетий в условиях относительного оскудения и политической нестабильности в регионе многие сирийцы обратились к исламу. В обиход вошел арабский язык, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. Христиане, опасаясь за свою безопасность, целыми общинами переселялись в горы.

Династия Аббасидов

С началом упадка династии Аббасидов северные границы Сирии стали более уязвимыми для нападений византийцев. В регионе возникли мелкие мусульманские и христианские княжества, которые обращались за помощью то к Багдаду, то к Константинополю. Процветали различные еретические секты, широко распространился шиизм, ставший основой учений алавитов и друзов. Из Египта (центра фатимидских исмаилитов), Персии (центра ассасинов) и Месопотамии проникли тайные учения, проповедовавшие революционные политические, социальные, религиозные и философские воззрения.

Общая духовная обстановка в стране способствовала творчеству поэтов и писателей. При шиитском дворе Хамданидов в Халебе философ аль-Фараби (Фараби) создал трактаты о мировоззрении Платона и Аристотеля писал книги по медицине, математике, оккультным наукам и музыке. Тогда же жил Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, составитель антологии арабоязычной поэзии Книги песен, которую называли «основополагающим источником для изучения художественной литературы». Крупнейшими представителями сирийской культуры той эпохи были поэты аль-Маарри и аль-Мутанабби. Первый получил особую известность за свое Послание о прощении, многие четверостишия из которого оказали сильное влияние на поэзию Омара Хайяма, а ряд специалистов считает, что под влиянием этого произведения была написана и Божественная комедия Данте.

Вторжение тюрок-сельджуков. Возрождение Сирии в 10 – начале 11 вв. было замедлено завоеванием ее внутренних районов тюрками-сельджуками, пришедшими из Малой Азии и северной Месопотамии. Вторгшиеся в Сирию племена входили в состав огромной персидской державы Сельджукидов, но вскоре порвали свои вассальные отношения с ней и создали два самостоятельных государства со столицами в Дамаске и Халебе. Сельджуки никогда не проникали в южную Сирию, которая оставалась под властью таких местных правителей, как Танукиды, или находилась в вассальной зависимости от египетских Фатимидов. В конце 11 в., вследствие вторжения крестоносцев из Западной Европы, произошло дальнейшее раздробление и ослабление Сирии.

Крестовые походы. Первые европейские рыцари высадились в Антиохии, а затем и в других пунктах на побережье Средиземного моря в конце 11 в. К началу 12 в. на сирийской территории были созданы четыре государства крестоносцев: Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское графство. Вслед за христианами в регион устремились сельджуки. Наместник Мосула эмир Маудуд снарядил поход в северную Сирию и в 1111 осадил Халеб. Против сельджуков выступили местные тюркские и арабские лидеры, в том числе правитель Дамаска, который нанял ассасинов для набегов на сельджуков. Однако после его смерти в 1128 сотрудничество между городскими властями и ассасинами прекратилось, и новый мосульский эмир Зенги немедленно вторгся в северные районы Сирии и занял Халеб. После этого династия Зенгидов при поддержке курдских конников, нанятых в качестве ударной силы, под предлогом нависшей угрозы со стороны крестоносцев установила контроль над всей Сирией.

Один из курдских полководцев Салах-ад-дин (Саладин), прославившийся военными экспедициями в Египет в 1164, 1167 и 1168, после смерти Нур-ад-дина ибн Зенги в 1174 встал во главе государства Зенгидов и одновременно выступил против крестоносцев и халифата Аббасидов в Ираке. В 1187 его войска разбили армию Иерусалимского королевства, но были измотаны последовавшим за этим 3-м крестовым походом, который возглавили Ричард I, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса. Преемники Салах-ад-дина Айюбиды сохранили контроль над внутренними районами Сирии, но вынуждены были вести упорную борьбу с сельджукским Конийским султанатом на севере, государствами крестоносцев на западе и с различными тюркскими государствами, существовавшими в районе Мосула и в западной Персии, на востоке. В 1260 пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском, но был остановлен силами мамлюков во главе с султаном Кутузом в сражении при Айн-Джалуте на севере Палестины. См. также КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Правление мамлюков. Вскоре Бейбарс убил Кутуза и принял титул султана. Мамлюкская династия с 1250 правила Египтом и Сирией. В 1260-е годы Бейбарс занял стратегически наиболее важные укрепленные пункты исмаилитов в горах Сирии. В начале 1290-х годов султан аль-Ашраф Салах-ад-дин Халиль захватил последние крепости крестоносцев на сирийском побережье Средиземного моря. Уже в течение первого столетия правления мамлюков в Сирии была создана эффективная административная система, восстановлена торговля как с Востоком, так и с Западом. Начался подъем ремесел и сельского хозяйства. Наивысшего расцвета Сирия достигла, когда ею правил Насир Насир-ад-дин Мухаммед (1310–1341). Но уже при его ближайших преемниках вследствие прокатившейся по Сирии чумы и усиления торговой конкуренции со стороны государств Анатолии и Северной Африки начался упадок державы мамлюков, что открыло путь тюрко-монгольскому полководцу Тимуру (Тамерлану) к захвату Халеба и Дамаска. Заняв их в 1401, Тимур начал переселять ремесленников из этих городов в свою столицу Самарканд. Тогда же мамлюкские султаны в Каире обратили взоры на Аравию и земли на берегах Красного моря, а северная Сирия стала объектом притязаний Тимуридов, османов и других тюрок. К концу 15 в. соперничество между мамлюками, османами и иранскими Сефевидами переросло в настоящую войну. Воспользовавшись борьбой, которую мамлюки вынуждены были вести против португальцев, устраивавших набеги на территории, примыкавшие к Красному морю, султан Османской империи в 1516 разбил мамлюкскую армию при Мардж-Дабике и без труда покорил Сирию.