Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника — ид аль-адха (великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман нашей страны под тюркским названием курбан-байрам) и ид аль-фитра (малый праздник разговенья, известный в нашей стране также под тюркским названием ураза-байрам). Курбан-байрам является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Этот праздник отмечается в виде жертвоприношения в 10-й день 12-го месяца мусудь_ майского календаря зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку, В первоначальном исламе во время хадяся совершив обход вокруг Каабы, побывав у подножья холмов Мере и Сафа’и в Арафате, исполнив ритуальные обряды хаджа (пробежав между холмами Мерв и Сафа, побив камнями истукана, послушав проповедь Мекканского имама, выпив воду из священного колодца Земзем и т.д., на 10-й день паломничества приносят в жертву барана. Хадж нельзя представить без жертвоприношения. Обряд этот еще до возникновения ислама выполняли арабские племена, ислам же сохранил этот обычай и традицию древних арабов и дал ему исламскую окраску. Поскольку не все мусульмане в состоянии совершить паломничество в Мекку, каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке. Шариат допускает жертвоприношения даже в странах неверных — всюду, где могут оказаться мусульмане.

Идаль-фитра

Второй канонический праздник ислама, идаль-фитра, или ид аль-сагир, посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается праздник в первый деньследующего за рамаданом 10-го месяца — шавваля. Праздник длится, как правило, три или четыре дня. В шариате указывается только один официальный день этого праздника — день подаяния особой милостыни — так называемой садака-фитра.

Все обряды, исторические дати, праздники, связанные с исламской религией, отмечаются только по лунному мусульманскому календарю. Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, все мусульманские даты каждый год смещаются. Названия месяцев мусульманского лунного года следующие: мухаррам, сафар, рюи аль-авал, раби ас-сани, джумад аль-авваль, джумад аль-ахии, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль-када, зуль-хиджжа.

При характеристике мусульманских праздников в подавляющем большинстве наших энциклопедических изданий допущена ошибка. Прежде всего, ошибочно само утверждение о существовании отдельных мусульманских праздников. Говоря о мусульманских праздниках, нельзя формально отождествлять их с христианскими и другими религиозными праздниками, которые в основном существуют каждый сам по себе, отдельно. Объяснять сущность мусульманских праздников необходимо на основе источников шариата. Основные праздники ислама — курбан-байрам и ураза-байрам -являются неотъемлемой частью мусульманских канонических обрядов паломничества и поста и отдельно от них не существуют.

Что же касается праздников мавлюд (день рождения Мухаммеда) и мирадж (вознесение Мухаммеда на небо), то праздниками их можно считать лишь условно, тем более, что в первоначальном исламе их вовсе не существовало. Мавлюд, например, стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама.

Мирадж связан с представлением о чуде Мухаммеда, молниеносно вознесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда — к престолу Аллаха. В Коране об этом вознесении рассказано в суре «Аль-Исра» («Перенес нрчыо»). Оно по-разному толкуется современными богословами. Характерно высказывание иранского богослова хаджи мирзы Камраи, который утверждал, что содержание восхождения Пророка на небо есть призыв мусульманского Пророка освоить космос и проникнуть в небесное пространство.

В связи с развитием науки и техники, с освоением космоса мусульманские богословы все чаще выступают с новыми толкованиями небесного путешествия Мухаммеда. Необходимо поэтому остановиться на анализе этого вопроса более подробно.

Итак, 27-го раджаба по традиции отмечается мусульманский праздник мирадж — в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, а оттуда — на небо. Тюркские народы этот праздник называют раджаб-байрам.

До завоевания в 631 г. Мекки арабами-мусульманами, предводительствуемыми Мухаммедом, мекканский храм Кааба служил местом собраний и дискуссий между последователями старых арабских верований и новой религии — ислама. В одной из этих дискуссий разгорелся ожесточенный спор вокруг ми-раджа. Ранние мусульманские источники сообщают об этом событии: «На следующее утро после ночного невероятного события — вознесения мусульманского Пророка на небо, Мухаммед пришел в мекканский храм. Враг Мухаммеда Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Мухаммеда: «О Мухаммед, опять ты собираешься рассказать нам что-то невероятное?»

«Да, — ответил Мухаммед и начал рассказывать, что ночью он совершил путешествие в Иерусалим. Абу Джахль и другие арабы-язычники с удивлением спросили: «За одну ночь ты был в Иерусалиме и вернулся в Мекку? И ты можешь рассказать об этом всем?». Мухаммед ответил: «Да». Тогда Абу Джахль поднял шум: «О курейшиты, спешите сюда!», и, когда арабы собрались вокруг Мухаммеда, Абу Джахль сказал: «О люди, расстояние между Меккой и Иерусалимом — 2500 км, только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение месяца, а Мухаммед утверждает, что это огромное расстояние он прошел в одну ночь и вернулся в Мекку». Арабы-язычники были в недоумении, а Мухаммед все утверждал, что его перенес в Иерусалим Аллах. Мекканцев еще больше удивило, когда Мухаммед стал утверждать, что, возвращаясь из Иерусалима, он увидел по пути мекканский торговый караван, который возвращался из Дамаска. Мекканцы стали подробно спрашивать Мухаммеда о караване. Мусульманская традиция утверждает, что Мухаммед точно описал груз каравана и даже описал верблюда, идущего впереди каравана (его цвет был рамади — песочный). Мухаммед сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. Мусульманские богословы утверждают, что… караван прибыл в Мекку в указанный день».

Путешествие Мухаммеда

Спор о небесном путешествии Мухаммеда возник еще при жизни последнего. Мусульманские источники не скрывают того факта, что мирадж причинил Мухаммеду большие неприятности и вызвал гнев кяфиров Мекки. Первый человек, который услышал от Мухаммеда о его путешествии в Иерусалим, как утверждают мусульманские идеологи, в частности египетский богослов Амин Мухаммад Осман, была двоюродная сестра Мухаммеда Хани, дочь Абу Талиба (Абу Талиб — дядя Мухаммеда, воспитавший его). В хадисе аль-Бухари и Малика ибн Анаса утверждается, что перед утренней зарей Хани услышала молитву Мухаммеда и, когда она подошла к нему, Мухаммед сказал, что он вернулся из Иерусалима. Хани была в недоумении и растерянно умоляла Мухаммеда, чтобы он об этом никому не рассказывал, потому что курейшиты начнут смеяться и издеваться над ним. Таким образом в хадисе пусть не прямо, но косвенно утверждается, что даже близкие Мухаммеда не очень-то верили в его ночное путешествие и не хотели, чтобы получило огласку это невероятное событие. Однако Мухаммед вопреки советам Хани пришел в мечеть и рассказал о своем путешествии.

Жена Мухаммеда Айша, передается в одном из хадисов, рассказала, как один курейшит спросил Мухаммеда, видел ли он своего Бога — Аллаха во время небесного путешествия. Мухаммед ответил: «Я видел нур (свет) и сейчас его вижу». И в Коране недвусмысленно говорится: «Аллаху нурун» («Аллах есть свет»).

Толкование мираджа, спор вокруг вознесения Мухаммеда на небо продолжается вот уже более 1400 лет. Вопрос о том, как вознесся Мухаммед (телесно или духовно) вызвал противоречивые толкования уже сразу после смерти Пророка. Подавляющее большинство мусульманских богословов придерживается буквального понимания первого аята 17-й суры Корана, где говорится следующее: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной (Аль-Харам. — Г.К.) в мечеть отдаленнейшую (Аль-Акса. — Г.К.)». Слово «раб» (по-арабски «абд») они толкуют следующим образом: раб — живое существо, состоит из души и тела, а значит, Мухаммед поднялся на небо телесно, т.е. вознеслись его тело и душа.

Однако такому толкованию противоречит несколько хадисов, а также два изречения Айши: «Не отлучалось его тело от моего тела», «Тело посланника Бога не отлучалось».
Известные собиратели хадисов аль-Бухари, ат-Термези утверждают, что сподвижники Мухаммеда Ибн Аббас и Муавия придерживались мнения Айши и утверждали, что посланник Аллаха вознесся на небо во сне. Но в то же время многие богословы сомневаются в правдоподобности изречения Айши. Они утверждают, что Айша не могла знать о вознесении Мухаммеда на небо, поскольку она стала женой Пророка только после хиджры, т.е. после вознесения, когда ей едва исполнилось 9 лет.

Как же возникло предание о небесном путешествии Мухаммеда? По этому поводу среди исследователей Востока и Запада существуют два мнения.

Одни из них полагают, что предание возникло в самый тяжелый (мекканский) период проповедей Мухаммеда, когда умерли его близкие — жена Хадиджа и дядя Абу Талиб, бывшие главной его опорой. После их смерти курейшиты усилили свои нападки на Мухаммеда и дело кончилось тем, что Мухаммед и его последователи вынуждены были эмигрировать из Мекки в Медину. Один из хадисов передает слова Мухаммеда: «После смерти Абу Талиба от курейшитов кроме порицания я ничего не видел».

Итак, в Мекке Мухаммеда преследовали, смеялись и издевались над ним. Дело доходило до того, что в него швыряли комья земли. Раздраженный и отчаявшийся Мухаммед обратился с молитвой к Богу: «О Господь! Обращаюсь к Тебе с жалобой ослабленный и униженный людьми, Ты Господь и покровитель слабых, спаси меня от неприятелей…». Есть предположение, что в таком кризисном душевном состоянии у Мухаммеда усилились способности ясновидения. И 17-я сура Корана о переносе Мухаммеда ночью в Иерусалим, вероятно, является результатом сновидения. Известный арабист, переводчик Корана на русский язык академик И.Ю. Крачковский предполагает., что «легенда возникла после смерти Мухаммеда в подражание небесным путешествиям экстатиков».

Другие считают, что возникновение подобного предания связано с попыткой наделить Пророка способностью творить чудеса. Существуют сведения о том, что, когда Мухаммед начал свою проповедническую деятельность и объявил себя Пророком, мекканцы смеялись над ним. Они говорили: «Какой же ты пророк! Ты ходишь по рынкам, как самый последний из нас».

В сравнении с прежними, библейскими пророками Мухаммед творил чудеса в меньшей степени. Чудеса Мухаммеда, приписываемые ему мусульманской традицией, — это приветствие его в долине Мекки камнями и главное — исра и мирадж (перенос его в Иерусалим и вознесение).

В связи с мираджем следует отметить, что мусульманских богословов очень раздражает и беспокоит утверждение некоторых исследователей, что легенды о мирадже очень похожи на арабские сказки «1001 ночи». Мусульманские богословы считают, что такое утверждение противоречит учению ислама, ибо в таком толковании кораническое предание теряет свою Божественную и священную основу. Богословы полагают, что сказки «1001 ночи» являются творением человека, а-мирадж — Божественным откровением.

Чтобы понять мысль исследователей, приведшую к такому заключению, необходимо обратить внимание на ту часть легенды, в которой говорится о невероятных вещах, которые видели и слышали Мухаммед и сопровождавший его в небесном путешествии архангел Джабраил (Гавриил). Основными источниками этих легенд являются хадисы, собранные различными знатоками и собирателями хадисов — аль-Бухари, Маликом ибн Ана-сом и др. Во всех хадисах, относящихся к мираджу, утверждается, что проводником Мухаммеда во время его ночного путешествия был архангел Джабраил. Вместе они сели на фантастическое животное Бурак и отправились из Мекки в Иерусалим, затем на небо, вернулись в Иерусалим и, наконец, снова в Мекку.

Египетский богослов Мухаммед Дияб

Египетский богослов Мухаммед Дияб, ссылаясь на некоторые хадисы, утверждает, что ангел Джабраил на Бураке ожидал Мухаммеда около мекканской мечети, откуда они начали свое путешествие. Сперва они побывали на горе Сина (Сион), затем прибыли в Бейт-Лахм (Вифлеем), потом остановились у ворот мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Мухаммед зашел в мечеть и совершил там два раката молитвы; когда он выходил из мечети, Джабраил спросил его: «О Мухаммед! Ты узнал, кто молился за твоей спиной?» — «Нет», — ответил Мухаммед. «Это были пророки Ибрахим, Муса, Дауд, Иса и другие».

Затем Джабраил преподнес Мухаммеду два бокала — с молоком и вином (в другом хадисе — еще и третий — с водой). Мухаммед взял молоко. На основе этого и других хадисов мусульманские богословы установили запрет на алкогольные напитки. Еще в одном хадисе говорится, что по пути в Иерусалим Мухаммед почувствовал приятный запах. Джабраил объяснил, что это запах духов жены и дочери фараона.

В соответствии с одним из хадисов сподвижник Мухаммеда Зейд ибн Харис спросил Пророка, как ему удалось проник-Уть в небесное пространство. Мухаммед на это ответил, что нет предела возможностям Бога, который способен сотворить входы и выходы. Египетский богослов Мухаммед Раджа Ханаби. основываясь на хадисах, описывает Царство небесное и прием там Мухаммеда. Например, когда Мухаммед с Джабраилом поднялись на небо, они остановились у его ворот. Джабраил крикнул хранителю ворот: «Открой!» За воротами послышался голос «Кто там?»
— Я, Джабраил.
— С тобой есть кто?
— Да, со мной посланник Бога Мухаммед.
— Его пригласили?
— Да.
Когда раскрылись небесные ворота, Пророка встретил Адам. Справа и слева от Адама стояло по одному человеку. Стоящий справа смеялся, слева — плакал. Джабраил объяснил, что правая сторона — место обитателей рая, левая — обитателей ада. Поднявшись на Второе небо, они увидели пророков Йа-хью (Иоанна) и Ису, на Третьем — Иосифа, на Четвертом — пророка Идриса, на Пятом — Харуна (Аарона), на Шестом — пророка Мусу (Моисея). Наконец, Мухаммед и Джабраил поднялись на Седьмое небо, где восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим (Авраам). Здесь предание достигает своей кульминационной точки, ибо Седьмое небо — «потолок небес».

В легенде говорится также, что в небесные врата входило каждый день .70 тысяч ангелов, оттуда же ни один ангел обратно не выходил.

Описание мираджа подводит исследующих их богословов еще к одному заключению — о том, что Мухаммед побывал в загробном мире. Это утверждает учение ислама, ибо предание мираджа очень напоминает коранические представления о загробном мире.

Для чего же Мухаммеду нужно было еще до своей смерти побывать на «том свете». Не хотел ли он нагнать страх на своих современников, особенно на преследовавших его и не желавших принять ислам курейшитов Мекки? Египетский богослов д-р Мухаммед Кямил аль-Фигги утверждает, что Пророку обязательно нужно было совершить путешествие — мирадж, чтобы представить ясно светопреставление и жизнь загробного мира. Ниже приводим несколько хадисов, где Мухаммед рассказывает, что он видел в загробном мире. Харак-» терно, в частности, что среди увиденных там Мухаммед называет и своих ярых врагов Абу Джахля и Абу Лахаба, которые жили в Мекке и тогда еще не умерли. Естественно, все враги Мухаммеда оказались в аду, подвергаясь там различным мучительным наказаниям.

Во время небесного путешествия перед Мухаммедом и ангелом Джабраилом прошла толпа людей, которые глотали плоды дерева аз-заккум (адского дерева, плодами которого кормят грешников). Мухаммед спросил: «О Джабраил, кто эти люди?» — «Они из твоего народа. Это те, кто не платил налога закят и милостыню садака из своих богатств». Затем они увидели мужчину, который напрасно пытался поднять огромную кучу дров. Джабраил объяснил, что это тоже человек из народа Мухаммеда, присвоивший себе чужое добро, оставленное у него на хранение. Далее Мухаммед увидел маленький камень, из которого вышел огромный бык, не сумевший затем обратно укрыться в камне. Джабраил объяснил, что, будучи человеком, этот бык был большим хвастуном, затем раскаявшимся.

Мимо Мухаммеда прошла еще одна толпа. Составлявшие ее люди глотали горящие угли и испускали жуткие крики боли. Джабраил объяснил, что они присвоили имущество сирот, и потому их желудки заполнены адским пламенем. После них прошли люди, которые вырывали и съедали куски мяса из своих бедер. Они оказались клеветниками.

Молитвенный обряд

Еще одна легенда мираджа связана с установлением мусульманского пятикратного молитвенного обряда. Как известно, о возникновении молитвенного обряда ислама у исследователей имеются противоречивые мнения. Одни утверждают, что в первоначальном исламе была трехкратная молитва и лишь затем число молитв увеличилось до пяти, другие — что их всегда было пять. Из легенд мираджа становится известным, что в первоначальном исламе предполагалось 50 молитв в день. Вот что говорится в предании по этому поводу.

Во время небесного путешествия Мухаммеда пророк Моисей спросил его, какое обязательство наложил на него и его народ Бог. Мухаммед ответил: «Хамсин салат» (50 молитв). Моисей сказал ему: «Вернись и переспроси Бога, ибо совершать каждый день 50-кратную молитву — не под силу твоему народу», В хадисе говорится, что Мухаммед несколько раз спрашивал и уточнял у Бога число повседневных молитв. И наконец Бог пожалел его и сократил это число до пяти. (По-арабски «пять» — «хамса», «пятьдесят» — «хамсин»).

Мусульманские богословы

Мусульманские богословы комментируют данный хадис таким образом: пятикратная молитва, совершаемая с верой и душой, равна 50-кратной молитве. Другая версия толкования: 50-кратную молитву следует совершать 27-го раджаба — в ночь вознесения Мухаммеда на небо и т.д. В последние годы мусульманские богословы особенно усилили пропаганду мираджа в связи с освоением космоса.

Легенда о мирадже в определенном смысле похожа на христианскую легенду о вознесении Иисуса на небо. Мусульманская традиция о вознесении Мухаммеда отличается от христианской тем, что Иисус сначала был распят, затем через некоторое время воскрес и вознесся на небо. Мухаммед же перенесся в Иерусалим и в ту же ночь, на том месте, где был распят Иисус, поднялся на небо. Мусульманская традиция гласит, что небесное путешествие Мухаммеда было настолько молниеносным, что даже не успела остыть его постель в Мекке, когда он вернулся из путешествия, продолжавшегося несколько часов.

Следует отметить, что в Коране нигде не встречаете, термин «мирадж» в смысле «вознесение». 17-я сура Корана называется «Перенес ночью», а первый аят (стих) этой сурь, тоже говорит только о «переносе» Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, В суре упоминается название иерусалимской мечети — Аль-Акса (Удаленная мечеть), куда Мухаммед прибыл и совершил молитву. Возникает вопрос: как это могло быть? Во времена Мухаммеда Палестина еще не была завоевана арабами и в Иерусалиме не было никакой мечети. А сам Мухаммед никогда не был в Иерусалиме. Палестина была завоевана арабами лишь после смерти Мухаммеда, во время правления халифа Омара. Позже арабы в Иерусалиме построили мечеть и назвали ее Куббат ас-Сахра (Купол скалы — по мусульманской версии на этой скале был распят Иисус). Мухаммед во время путешествия опустился на эту скалу и совершил там молитву. Позже мусульманская традиция утвердила, что мечеть Аль-Акса, которая упоминается в Коране, есть именно мечеть Куббат ас-Сахра, а поскольку Мухаммед нигде не был в Иерусалиме и в его времена там не было еще никакой мечети, некоторые богословы считают, что упомянутую в Коране иерусалимскую мечеть нужно понимать символически — под названием этой мечети подразумевается «Небесный храм».

Откуда же возник термин «мирадж»? Остановимся на нем подробнее.

В арабских источниках и канонах ислама этот мусульманский праздник называется аль-исра и мирадж. Это означает, что легенда о ночном путешествии Мухаммеда состоит из двух частей. Первая — аль-исра — перенесение Мухаммеда из мекканской мечети в Иерусалим. Вторая — мирадж — лестница, по которой Мухаммед из Иерусалима ночью вознесся на небо. Мусульманские богословы утверждают, что правильное толкование термина «мирадж» изложено известным арабским историком XII в. Ибн аль-Асиром, который объясняет, что ми* радж есть лестница, по которой ангелы спускались на землю и поднимались обратно на небо. По той же лестнице из Иерусалима ангел Джабраил по велению Бога вознес Мухаммеда на небо.
Спорным являются и месяц и год вознесения. В одном хадисе утверждается, что Мухаммед совершил свое ночное путешествие за 16 месяцев до Хиджры, а в другом — за 12 лет нее. Мусульманская традиция утверждает, что вознесение Мухаммеда на небо совершилось в одном из трех запретных месяцев (раби аль-аввал, джумад аль-ахир или раджаб). Позднее было решено установить праздник мирадж 27-го раджаба.

В свете современных представлений о космических полетах мусульманские богословы уточняют детали путешествия Мухаммеда. Как уже говорилось, Мухаммед совершил ночной полет на фантастическом животном Бураке. Поскольку арабское слово бурак происходит от корня «барк», что означает «молния», а в настоящее время — «телеграф», «телеграмма», египетский шейх Абдулмунсиф Абдулфаттах сделал следующее заявление. Поскольку современная наука считает самой большой скоростью скорость света, который за 1 секунду проходит 7 раз вокруг Земли, этот богослов восклицает: «Не превратилось ли благородное тело Пророка в свет и не удалилось ли в космос со скоростью света», и далее утверждает, что современная наука не отрицает превращение материи в свет и возвращение последней к первоначальной форме. Так что в современном толковании мираджа животное Бурак, на котором Мухаммед совершил свое небесное путешествие, превращается в молнию или электричество, а тело Мухаммеда — в свет, затем снова принимая человеческий образ.

Некоторые другие богословы, наоборот, опасаются объяснять мирадж на основе достижений современной науки, ибо человеческое сознание не в состоянии раскрыть все тайны Божественного чуда.

Египетский богослов

Египетский богослов д-р Абдулазиз Азам задает вопрос: почему Мухаммед не совершил свое путешествие на небо прямо из Мекки, а сделал остановку в Иерусалиме? И сам отвечает: Иерусалим с древнейших времен является колыбелью и отправным пунктом небесных посланий. Мечеть Аль-Аксав Иерусалиме была первой киблой. Другие богословы утверждают, что Мухаммед посетил Иерусалим, чтобы встретиться с прежними, библейскими пророками — Авраамом, Моисеем Иисусом и др., — и этим подтвердил свое уважение и признание Священных писаний иудаизма и христианства, доказал что иудаизм, христианство и ислам имеют единую основу.

Говоря об исламских праздниках, следует отметить и пятницу (йаум аль-джума) — день общественной молитвы, превратившийся сегодня в день отдыха в мусульманских странах. Первоначально пятница не была днем отдыха. В этот день, как правило, в соборных мечетях совершалось общественное богослужение, решались религиозные и светские вопросы. По какой причине пятница, а не другой день, стала днем общественной молитвы и отдыха? В чем священность этого дня?

Мусульманская традиция окутывает день пятницы священным ореолом, утверждая, что в этот день родился Мухаммед. Коран также был ниспослан в пятницу, в месяце рамадан, С пятницей связано и переселение Мухаммеда из Мекки в Медину, в пятницу ожидается день Страшного суда и т.д. В трудах мусульманских богословов можно найти и другие исторические даты, связываемые с пятницей: Мухаммед в пятницу единственный раз посетил Каабу, Мекка была завоевана именно в этот день и т.п. По поводу священности пятницы имеется особый хадис, где говорится: «Лучший из дней — пятница. В пятницу сотворен человек, в пятницу он войдет в рай, в пятницу он выйдет оттуда, часы остановятся только в пятницу».

На начальном этапе ислама его основатели обошли субботу и воскресенье, поскольку они уже были «заняты» более древними религиями — иудаизмом и христианством. Отмежевываясь от последних, основатели ислама придавали пятнице особую общественную окраску, тем более, что термин ‘»пятница» («джума») произведен от арабского слова «джамаа», означает «собираться», от этого же слова происходит «ялсамаат» — «народ» и «джами» — «мечеть».

Интересно отметить, что в исламе отсутствует также праздник Нового года. В мусульманских странах обычно отмечают христианский Новый год. Начало мусульманского Нового года (по лунному календарю) в основном используется для сбора налогов как с мусульман, так и с немусульман.

Итак, ислам в отличие от христианства (отмечающего в течение года более 200 праздников) особенно не балует своих последователей. Основные мусульманские праздники — жертвоприношения и разговенья — составляют неотделимую часть мусульманских обрядов хаджа и уразы и отдельно от них не существуют. Остальные праздники — мавлюд, мирадж и пятница — отмечаются скромно. Однако следует отметить, что мирадж в современных условиях особенно пышно празднуется мусульманскими богословами, которые пытаются связать его с развитием науки и космонавтики.