Пост входит в число канонов ислама (фардов), соблюдение которых считается обязательным. В шариате утверждается, что пост есть веление Бога. Это означает, что его выполнение не подлежит обсуждению, а тем более, сомнению.

Мусульманский пост

Мусульманский пост отличается от христианского и других религиозных постов. Ислам категорически запрещает всякий прием пищи — есть, пить, даже нюхать что-либо съедобное с раннего утра до захода солнца. Мусульманский пост (асеаум) соблюдается в течение 30 дней в мусульманском месяце рамадан по лунному календарю. Мусульманский пост бывает двух видов: 1) обязательный 30-дневный пост в месяце рамадан, 2) дополнительный пост по обету, по гада или просто по желанию. Шариат категорически запрещает выполнять дополнительные посты в месяце рамадан.

В шариате до мельчайших подробностей разработаны правила соблюдения поста. Девять нарушений, указанных шариатом, делают мусульманский пост недействительным. Это еда и питье, половое сношение, онанизм, клевета на Бога, Пророка, наместников Пророка (и на двенадцать имамов — у шиитов), попадание в горло густой пыли, полное погружение головы в воду, оскверненность до утренней молитвы (имеются в виду, в основном, менструация, послеродовое кровотечение у женщин), клизма и рвота.

Пост считается нарушенным, если человек что-либо съест или выпьет. Даже проглатывание несъедобного — земли, смолы с дерева — в самом малом количестве делает пост недействительным. Если зубочистку вынуть изо рта и обратно взять в рот, вследствие чего в горло попадет остаток пищи, то и это нарушает пост. Если человек занят едой, когда наступило утро, он тут же должен вынуть кусок изо рта, иначе этот день посчитается нарушенным, и он должен дать искупление (кормить или одевать бедных и т.д.). Желательно отказываться от питательных уколов. Допустимо лишь впрыскивание для притупления чувств. Остаток пищи между зубами шариат требует удалять до утреннего азана (призыва к молитве). Проглатывание мокроты также нарушает пост. Не нарушает поста проглатывание слюны. Если человек чувствует, что может умереть от жажды, он может выпить воду в том количестве, чтобы не умереть, но пост после этого считается нарушенным и требует искупления. Во время поста большие трудности возникают перед теми, кто готовит пищу для детей и для тех, которым разрешается не соблюдать поста. Они могут пробовать эту пищу и даже жевать для выяснения, готов ли обед, но ни в коем случае не проглатывать. Тот, кто специально часто пробует готовящуюся пищу для своего удовольствия, считается нарушителем поста и должен дать искупление. Слабость не дает мусульманину права нарушать пост. Но если он знает, что не сможет перенести жажду и голод, то может принять пищу и воду в небольшом количестве. Шариат ставит резкую грань между тем, кто не может переносить жажду и голодание в дневное время, и тем, кому тяжело соблюдать пост. В обоих случаях шариат допускает принятие пищи и воды в небольшом количестве. Но во втором случае пост считается нарушенным и необходимо искупление. Малейшее сближение с женщиной во время поста делает его недействительным. Однако, утверждается в шариате, если мужчина совершит половой акт, забыв о посте, последний нарушенным не считается. Но если во время этого акта он вдруг вспомнит о посте, он должен тут же прервать его и после телесного омовения приступить к соблюдению поста.

Что имеет в виду шариат, говоря о клевете на Бога и Пророка, которая делает пост недействительным? Прежде всего, прямое порицание Бога и Пророка. К клевете относится и что-либо сочиненное самим человеком, но со ссылкой на Бога или Пророка. Если человек рассказывает о чем-то, и ему неведомо, правда это или ложь, он должен ссылаться на источник, иначе пост его будет нарушен.

Попадание густой пыли, будь то мучная пыль и ли песок, в горло делает пост нарушенным. Поэтому верующий должен следить, чтобы не проглотить пыль в ветреную погоду. Например, шариат требует, чтобы постящийся остерегался и попадания в его горло густого пара и дыма табака. Автор данной работы, будучи в Египте, был свидетелем такого случая. Некий молодой человек, возможно, араб-христианин, закурил в городском автобусе (в городском транспорте Каира, Александрии и других городов курить не запрещается, кроме месяца рамадан, когда мусульмане постятся). Пожилой мусульманин, который сидел в ним рядом, сделал ему замечание, сказав, что по его вине он проглотил дым сигареты и пост его нарушился. Стоящий рядом полицейский вытолкнул нарушителя из автобуса еще до того, как автобус дошел до остановки. Считается, что с нарушителем поступили еще крайне мягко.

Учитывая тот факт, что подавляющее большинство мусульман проживает в жарких климатических условиях, да и сам ислам возник в одном из наиболее жарких уголков мира — Аравии, в правилах соблюдения мусульманского поста особое внимание уделяется проблеме перенесения жажды. Детальная разработка шариатом этого вопроса доказывает, что постящийся чаще всего нарушает пост именно из-за жажды, естественной в странах Азии и Африки, где днем жара достигает пятидесяти градусов в тени.

В шариате утверждается, что, если в дневное время в месяце рамадан капля дождя попадет на губы постящегося, и он ее проглотит, пост считается нарушенным, точно так же, как если он полностью погрузит голову в воду. Однако допустимо даже полностью погружать в воду тело, только чтобы голова была погружена не больше, чем наполовину. И некоторые люди ухитряются дважды погружаться в воду, один раз окуная одну часть головы, второй раз — другую. И в этом случае пост не считается нарушенным. Шариат, учитывая это, порицает тех, кто поступает так для своего удовольствия. Но если постящийся нечаянно поскользнулся, упал в воду и погрузился с головой или же сделал так, забыв о посте, его пост считается не нарушенным. Если же верующий под видом совершения омовения полностью погружает голову в воду в дневное время рамадана, пост его считается недействительным. Но пост не нарушается, если человек бросается в воду для спасения утопающих.

Ставить клизму для профилактики (а не для лечения) также нарушение поста. Делает пост недействительным и рвота. Если человек вечером или ночью что-то съест и чувствует, что это может днем вызвать рвоту, то за этот день он должен поститься дополнительно или по возможности воздержаться от рвоты в дневное время. Если постящемуся в горло попадет муха, ее надо постараться вытащить. Если это возможно лишь путем рвоты, шариат рекомендует лучше ее проглотить. Пост его от этого не будет нарушен. Не нарушает пост и отрыжка. Но если постящийся знает, что с отрыжкой из пищевода может выйти остаток пищи, он должен воздержаться от нее. Шариат предостерегает верующего от посещения мест, где его могут заставить есть или пить в нарушение поста.

Кто же освобождается от мусульманского поста?

Больные, старые люди, беременные женщины и кормящие матери, а также няни, кормящие ребенка своей грудью (однако по шариату, если няня кормит своим молоком ребенка за плату, на время поста ее могут освободить), путешественники, воины, которые находятся в сражении (проходящие обычную воинскую службу от поста не освобождаются).

Шариат освобождает людей от соблюдения поста с большими оговорками и многочисленными условиями. Тот, кто освобождается от поста в месяце рамадан, может поститься в другое время. Освобождение от поста влечет дополнительные материальные затраты в виде искупления. Как правило, искупление нарушения поста обязывает нарушителя или освободить раба или выдать бедному один мудд (5 кг 128 г) пшеницы или
ячменя, или накормить или обеспечить одеждой бедного мусульманина.

Законы шариата о соблюдении поста не обошли и путешественников, кочевников, пастухов, погонщиков верблюдов, в современных условиях — работников сухопутного, морского и воздушного транспорта. В канонах ислама говорится, что путешественники совершают молитву в сокращенном виде (вместо четырех — два раката) и освобождаются от соблюдения поста. Но даже и те, которые по законам шариата освобождаются от поста, не должны в месяце рамадан увлекаться чрезмерной едой и питьем, половыми сношениями и позволять себе чрезмерное блаженство. Они должны избегать демонстративного принятия пищи и воды, дабы не раздражать постящихся.

Способ определения начала месяца рамадан — одна из сложных проблем ислама. В связи с проникновением ислама в различные уголки земного шара и категорическим запретом использовать другие календарные системы, кроме лунного календаря, создались большие трудности при определении начала рамадана. Каноническое определение начала месяца рамадан устанавливается пятью способами: 1) человек сам видел луну; 2) многие утверждают, что видели луну; 3) два справедливых мужчины утверждают, что видели луну; 4) по мусульманскому календарю прошло тридцать дней от начала месяца шаабан; 5) ответственные лица из духовенства официально сообщают, что наступил месяц рамадан.

Следует отметить, что в современных условиях в мусульманских странах широко используются радио и телевидение, которые сообщают о наступлении начала месяца рамадан. Однако наряду с этим сохраняется и средневековый способ определения начала рамадана, вплоть до того, что используются специальные кувшины, куда со дня начала месяца шаабан бросают по одной горошине каждый день. Шариат не считает действительным начало рамадана, если оно не подтверждено официальным духовенством или двумя справедливыми лицами. Людям, находящимся в заключении, о начале рамадана сообщает администрация. Но если тюремщики сами не знают, когда начинается рамадан, заключенные по своему усмотрению должны соблюдать пост в течение тридцати дней.

Географические и климатические различия иногда создавали трудности для постящихся мусульман. Например, на Севере солнце летом совсем или почти не заходит (белые ночи), значит, мусульмане, живущие в этих краях, не имеют права есть и пить все эти дни, когда месяц мусульманского поста приходится на лето.

Истоки мусульманского поста уходят в глубокую древность. Вероятно, первоначальный пост возник у древних арабов вследствие трудностей в обеспечении населения достаточным количеством пищи. Они вынуждены были ограничивать питание, а временами голодать (из-за непригодности большей части Аравии для земледелия и из-за кочевого образа жизни населения). Позже посты были освящены исламом. Характерно, что доисламский пост — воздержание и ограничение принятия пищи, — как правило, приходился на летний, жаркий период.

В современных условиях мусульманские ученые объясняют значение поста, утверждая, что мусульманский пост служит средством разгрузки и очищения организма, способствует нормализации веса человека, т.е. имеет профилактическое оздоровительное значение.