Смерть — неизбежное и естественное явление — всегда вызывала потрясение у окружающих. Как все древние народы, арабы представляли человека существом, состоящим из тела и души. Ислам закрепляет идею о том, что душа вечна и, покидая тело, она стремится к Богу. Идея двойственности человеческого существа в исламе закрепляется идеей существования двух миров — земного и загробного. Земной мир временный. Вечным является загробный мир. Шариат разработал целую систему правил для перехода души в загробный мир. Погребальные обряды особенно четко разработаны шариатом.

Мусульманские погребальные обряды довольно сложны и сопровождаются особыми, погребальными молитвами. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру. Одобряется шариатом, если мусульманин при жизни готовит саван, кедровый порошок и камфору, откладывает деньги для похорон. Монархи, высокопоставленные люди строили роскошные мавзолеи, гробницы и усыпальницы задолго до того, как смерть настигала их.

Шариат

Шариат требует строгого соблюдения погребальных обрядов ислама. Уже над находящимся при смерти мусульманином совершаются особые обряды. Прежде всего, умирающего, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок, шариат требует положить на спину таким образом, чтобы ступни ног были обращены в сторону кибла. Если это невозможно, допустимо положить умирающего на правый или левый бок лицом к кибле. В процессе погребального обряда читают молитву шахадат («Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха»). Она читается таким образом, чтобы умирающий обязательно слышал ее.

Шариат требует не оставлять около умирающего одну женщину. Не одобряется и слишком громкий или оживленный разговор, плач около умирающего. Умершего нельзя оставлять одного в помещении. После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд. Покойному завязывают глаза, рот, подбородок, стягивают руки и ноги, накрывают лицо. Если смерть наступила ночью, около покойного ставят светильник. Если умирает беременная женщина, шариат требует вскрыть ей левый бок, вынуть ребенка, снова зашить. Над умершим совершается обряд омовения водой, а если нет воды — песком. Как правило, умершего омывают три раза: 1) водой, содержащей кедровый порошок; 2) водой, смешанной с камфорой; 3) чистой водой. Если мусульманин облачен в ихрам и умер, не успев обойти вокруг Каабы, его омывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. После обмывания умершего шариат требует смазать камфорой его лоб, ладони, плечи, большие пальцы ног. Весь этот обряд совершается над покойником до окутывания в саван.

Одежда умершего

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его в саван. Саван изготавливается из белого полотна или ситца и состоит из трех частей: 1) куска ткани для окутывания нижней части тела, 2) рубахи, 3) ткани, покрывающей покойного с головы до ног. Для шитья савана используется обязательно деревянная игла, причем объяснения этому в шариате нет.

Скорее всего, это связано с древностью обряда. Когда-то трудно было раздобыть металлическую иглу. Шариат требует, чтобы саван готовили: для умершей жены — муж, для умершего мужа — жена или родственники, или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляет мусульманская община. На саван нельзя пустить украденный или узурпированный материал. Изготовление савана из кожи нечистого с точки зрения шариата животного, чистого шелка, золототканого материала не одобряется. В безвыходном положении для савана допустима кожа животного, дозволенного шариатом.

Последнюю, завершающую стадию погребального обряда составляют похороны на кладбище. У доисламских арабов не было отчетливого представления о существовании потустороннего, загробного мира. Кочевники не знали специальных кладбищ. Как правило, умершего просто закапывали в землю, не ставя никаких надмогильных знаков, или же оставляли труп на таком месте, где он тут же становился добычей хищников. В доисламской поэзии арабов об этом имеется достаточно сведений. Когда умершего или убитого героя закапывали, то в знак сострадания к нему на месте захоронения убивали верблюда. Больше туда никто не возвращался, и скоро здесь исчезали всякие следы погребения. Отсутствовали также всякие поминки по умершему. На начальных этапах ислама этот обычай до известной степени сохранялся.

В одном из хадисов говорится, что на месте захоронения мусульманина не должно оставлять никаких памятных знаков.

Могила должна быть сровнена с землей таким образом, что сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было бы отличить от окружающей почвы. Однако этот обычай, характерный для кочевых и полукочевых народов, не прижился в исламе. Наоборот, им была узаконена традиция пышных погребальных обрядов и создание специальных мест захоронения — кладбищ.

Правила захоронения по шариату

Правила захоронения по шариату следующие. Он рекомендует как можно скорее хоронить покойного. Это правило связано с климатическими условиями. Соответственно, рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Правда, рекомендация эта не всегда выполнялась. Состоятельные люди старались похоронить своих близких на больших и известных кладбищах. Среди мусульман преклонного возраста находились люди, которые выезжали в Мекку или Медину, чтобы дожить там свои последние годы и удостоиться чести быть захороненными на кладбище Святой Мекки или у подножья могилы Мухаммеда в Медине.

Мусульманина не принято хоронить в гробу, но это и не запрещается. Как правило, в гробу хоронят мусульман, умерших насильственной смертью (умерщвленных путем любого расчленения тела или когда труп находят уже разложившимся и т.д.). Однако в любом случае мусульман кладут в гроб окутанными в саван, без одежды и посторонних предметов и лицом к кибле. Если мусульманин умер во время плавания, шариат требует по возможности подождать и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд (омовение, окутывание в саван, молитва и т.д.), затем привязывают к ногам покойного тяжелый предмет и опускают в море. Так поступают и в том случае, если у умершего есть враги, которые могут вытащить труп из могилы и изуродовать его. Шариат требует по возможности опускать труп в море в таком месте, где он не сразу станет добычей морских животных. Разрешается опускать тело в море, заключив его в кувшин или другой сосуд, закрытый крышкой. Если мусульманин умер, упав в колодец, и тело невозможно вытащить оттуда, шариат требует закрыть колодец и считать его могилой умершего, причем обязателен погребальный обряд (чтение молитвы).

Не разрешается сразу опускать тело в могилу. При приближении к ней постепенно замедляют шаг и три раза кладут носилки с покойным на землю. Лишь после этого опускают его в могилу. Если умер мужчина, когда его кладут на землю в третий раз, голова его должна лежать в сторону киблы. Опускают его в могилу с ее широкой стороны, тогда как женщин кладут лицом в сторону киблы и опускают в могилу сразу. И еще одна деталь. Во время спуска в могилу тому, кто спускается туда, чтобы уложить тело, шариат рекомендует быть без головного убора и без обуви. Первым бросив в могилу горсть земли он говорит на арабском языке: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Могилу выкладывают жженым кирпичом. Засыпанная землей могила должна на четыре пальца возвышаться над уровнем земли. Женская могила должна быть чуть глубже по сравнению с мужской. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают горсть земли и читают молитву.

В системе погребальных обрядов ислама особое место занимает молитва над покойным. Чтение молитвы начинается еще до похорон. Имам, читающий молитву над усопшим, стоит ближе к телу, если умерший — мужчина, и чуть дальше, — если женщина. Если умер ребенок, достигший шести лет, молитва обязательна, если моложе, — нежелательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван. Между гробом или носилками, на которых лежит покойник, и муллой, читающим молитву, не должно быть никакой преграды или занавеса. Перед началом молитвы имам трижды повторяет ассалят. Прежде чем закрыть могилу и засыпать ее землей, совершается еще один обряд. Имам кладет правую руку на правое плечо покойного, левую — на левое плечо, сильно трясет покойника и близко от его уха трижды повторяет: «Слушай и пойми такой-то (называет имя)». Далее идет чтение молитвы.

Молитвы вахшат

С погребальным обрядом ислама связана еще одна деталь. Это чтение молитвы вахшат (устрашение). Молитва эта читается обязательно в первую ночь после похорон. Если по каким-то причинам похороны задерживаются, молитва вахшат также переносится. В этой молитве близкие умершего выражают беспокойство по поводу того, что ему приходится находиться в одиночестве подземного царства, в могиле. Рекомендуется читать молитву вахшат до вечернего намаза. Молитва сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху, чтобы тот сжалился над покойником и изгнал из могилы злых духов. Характерно также, что особенно в первую ночь после похорон в молитвах чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только положительное. Молитвы эти объясняются тем, что, согласно мусульманским преданиям, в первую же ночь в могиле появляются ангелы смерти — Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед загробным судом.

Учение шариата о вскрытии могил представляет собой часть мусульманских погребальных обрядов. Вскрывать могилу Пророка, халифов, имамов (у шиитов), мучеников за веру, религиозного авторитета, ученого шариат запрещает. Также запрещено вскрывать захоронение ребенка или умалишенного, родители которых являются мусульманами.

Вскрывать могилу мусульманина разрешается в следующих случаях: 1) если покойный похоронен в узурпированной земле, и владелец участка не согласен, чтобы там была могила; 2) если саван или другие похоронные принадлежности являются узурпированными или украденными и т.п.; 3) если известно, что захоронение совершено не по правилам шариата (без савана, или покойник лежит не лицом к Мекке и т.д.); 4) если мусульманин похоронен на кладбище безбожников или на участке, куда бросают нечистоты; 5) если умерла беременная женщина, а ребенок не был вынут из чрева матери; 6) если существует опасность, что хищные звери могут вытащить труп или могила может быть затоплена, или если у покойного есть враги, которые могут вытащить тело и надругаться над ним; 7) если после похорон обнаружена незахороненная часть тела покойного (в случае, когда покойник был расчленен).

Говоря о погребальных и похоронных обрядах ислама, следует выяснить еще один вопрос: как относятся ислам и шариат к оплакиванию умершего?

Шариат не одобряет оплакивания умершего, хотя и не запрещает этого. Запрещается только делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело или наносили своему телу другие повреждения, рвали волосы, одежду. Если женщина повреждает себе лицо, она должна дать обычное искупление (освободить одного раба, или накормить десять бедняков, или дать им одежду). Это положение относится и к мужчинам. Как правило, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их упрекают окружающие. Плачущих стариков и детей нежно успокаивают. Ислам запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам ислама во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов, и поминок по умершему. Тысячу лет ислам боролся против профессиональных плакальщиков, всюду их преследуя. Как верно отмечает венгерский исламовед И. Гольдциеэр, ислам ни с одним из пережитков культа мертвых не боролся так энергично, как с институтом плача по умершим. В некоторых местах плач по умершему продолжался до тех пор, пока не умирал другой, равный ему человек, и тогда плач переносился на него. И это несмотря на то, что изречение Мухаммеда гласит: «Моя община не может потерпеть четырех обычаев язычества: хвастовства добрыми делами, опорочивания происхождения других людей, веры, что плодородие зависит от звезд, и плача по мертвым».

Обычай использования профессиональных плакальщиков УХОДИТ своими корнями в далекое прошлое. Они были известны еще в Древнем Египте. Профессиональные плакальщики облачались в особую одежду, о чем свидетельствуют предметы, найденные в усыпальницах Тутанхамона и других фараонов. В начале XX в. в Долине Царей, в тайнике под скалой был обнаружен фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона, а в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, где находились головные повязки плакальщиков. Характерно, что в отличие от Древнего Египта на мусульманском Востоке профессиональными плакальщиками могут быть только женщины.

Мусульманское вероучение и шариат, не одобряя оплакивания, требуют терпеливо переносить горе. Терпение (ас-сабр) считается наивысшей добродетелью. Четвертый халиф — Али говорил, что «терпение (ас-сабр) в вере то же самое, что на туловище голова».
Доисламским же обычаем является обряд обрезания волос в знак скорби по умершему. Волосы эти клали на могилу. Нередко похороны сопровождались и подрезанием жил у верблюда, который медленно умирал близ могилы героя, или отрубанием голов пленникам. Например, доисламский бедуинский герой Антар ибн Шаддад по случаю похорон своего брата привел 300 пленных и большое количество верблюдов и уничтожил их у могилы.

Обычай убивать пленных на могиле умершего вытеснен исламом, но остатки его сохраняются в виде кровной мести. Обычай срезать волосы в знак скорби сохраняется больше среди женщин, особенно у шиитов. Обычай убивать животных сохраняется в виде жертвы и угощения во время поминок по умершему. Плач по умершим ислам заменяет заупокойной молитвой. Часто мусульманские богословы по этому поводу приводят хадис: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает возгласы, которые были в обычае во времена джахилии (доисламская эпоха — Г.К.), — не наш».

Мусульманская традиция хранит следующее предание. Халиф Омар наказал сестру первого халифа Абу Бакра за то, что она плакала по умершему брату. Внук Пророка Хусейн, раненый посланными сирийским наместником Иазидом ибн Муавией солдатами, сказал своей сестре: «Я заклинаю тебя, чтобы ты ради меня не раздирала бы своих одежд и не царапала бы свое лицо и не заводила бы плача». Сообщают также, что дядя Мухаммеда Ибн Аббас затыкал себе уши, когда слышал плач по умершим. А завоеватель Египта арабский полководец Амр ибн аль-Ас говорил: «Когда я умру, то не плачьте по мне, не отмечайте моей могилы ни деревом, ни камнем. Когда вы меня похороните, посидите у моей могилы, пока не убьют верблюда и не раздадут его мясо, чтобы я мог еще столько времени насладиться вашим обществом».

Оплакивание

Запрещение оплакивать умерших связано в исламе с мусульманским учением о душе. Французский исследователь Ламенс писал, что в доисламскую эпоху арабы допускали, что смерть не влечет за собой немедленного отделения души от тела. «Они представляли себе умершего сладко спящим в своем сумрачном обиталище и обладающим еще в течение некоторого времени неким полусознанием. Своими песнопениями и пронзительными выкриками женщины как бы хотят удержать душу, стремящуюся скорее освободиться от своей смертной оболочки». Обычай препятствовать отделению души от тела при помощи магических выкриков и воплей у доисламских арабов говорит об отсутствии у них представления о том, что душа принадлежит единому Богу. Эта идея была воспринята арабами после принятия ислама. Учение же ислама направлено на то, чтобы способствовать приближению душ умерших к Аллаху. Поэтому ислам запрещает громко оплакивать покойников.

Шариат неодобрительно относится к украшению могил и монументальным сооружениям над ними. Особенно же к тому, чтобы могилы служили местом молитвы. Отсюда — требование шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Помещение тела покойного в мечеть для чтения над ним молитвы также не одобряется шариатом, хотя и не запрещается. Основатель маликитского толка Малик ибн Анас, например, считал допустимым вносить покойника в мечеть, в связи с чем приводил хадис: «Айша (жена Мухаммеда — Г.К.) повелела, чтобы тело полководца Саада ибн Ваккаса пронесли перед ней в мечеть, чтобы она могла помолиться там. Люди воспрепятствовали этому (они не хотели заносить труп в мечеть). Тогда Айша сказала: «Разве посланник Бога Мухаммед молился над умершим Сухейль ибн Бейде (сподвижником Мухаммеда — Г.К.) не в мечети?»

Возможно, что хадис этот не является подлинным, ибо шариат не одобряет внос покойника внутрь мечети. У шиитов покойника нередко привозят во двор мечети, где его омывают и совершают над ним молитву.

В исламе сохраняются не только доисламско-арабские обряды, но и обычаи других народов, исповедующих ислам, например, тюркских. Известный азербайджанский просветитель Абдурегим-бек Ахвердиев писал о древнем азербайджанском обычае: «В день смерти героя собирались люди, это сборище называлось «йуг» («йуглама» означает «плакать»). Людей угощали едой. Поминки сопровождались музыкальной элегией. Церемония состояла из двух частей. В первой части специально приглашенный человек (йугчу) воспевал подвиги умершего на музыкальном инструменте гобуз. Во второй части он переходил на грустные мотивы и оплакивал героя». И сейчас, хотя и без музыкального сопровождения, этот обычай полностью сохраняется. На поминках рассказывают о доблести умершего, затем грустят о его смерти. А в шиитском траурном обряде шахсей-вахсей специальные люди (синезен) читают элегии и бьют себя в грудь, скорбя по умершему имаму Хусейну, внуку исламского Пророка.

После похорон три дня посещают семью покойного и приносят соболезнования. Как правило, устраиваются поминки на третий, седьмой, сороковой день и через год после смерти. Хоронить мусульманина на немусульманском и немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. В этом отношении ислам не отличается от христианства и иудаизма, которые также запрещают хоронить на своих кладбищах не христиан и не иудеев. Однако в шариате имеется на этот счет исключение. Если умирает жена мусульманина — христианка или иудейка, то в случае отсутствия христианского или иудейского кладбища, разрешается хоронить ее на мусульманском, с условием, что покойница будет лежать на левом боку, спиной в сторону Мекки (только мусульман хоронят лицом к Мекке).

Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населенного пункта и окружены каменными, кирпичными, деревянными или железными заборами. Все могилы и надгробные памятники фасадом обращены в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, обязаны читать молитву. Часто люди, не знающие, в какую сторону молиться, определяют киблу по направлению могилы. На самом кладбище шариат запрещает молиться, ибо молящийся может оказаться или между могилами или лицом к могиле, что запрещено. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения покойников. Как уже говорилось, шариат не одобряет всякие надгробные постройки, ибо богатые семейные склепы, мавзолеи, гробницы вызывают зависть у бедных мусульман. Украшать надгробные памятники рисунками живых существ, портретом самого покойного или надписями нерелигиозного содержания шариат строго запрещает, однако в современных условиях, особенно в нашей стране, в районах традиционного распространения ислама, этот закон часто не соблюдается. На надгробных памятниках помещают фотографии умерших, могилы украшают подписями и стихами, поэтов, хотя все это является нарушением правил шариата.