Мечеть (араб. — масджид) — дом молитвы у мусульман.

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но настенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращенная к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях иногда работают школы-медресе.

«Масджид»

Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада» — падать ниц — в значении места. Оно указывает на место, где верующий может поклониться богу во время молитвы и не предполагает ничего кроме ритуально чистого пространства. Но есть и другой вариант, согласно которому происхождение слова «мечеть» связано со словом «мьчьтъ», зафиксированным в древнерусском языке IX-XI веков в значении «дух», «видение», «образ». Это была первородная форма слова «мечта», которая в первой половине XIV века сначала трансформировалось в термин «мечеть» («место для мечтаний»), а потом приобрело нынешний вид. По этой версии «мечетью» когда-то назывался военно-ордынский вариант отправления православных культов, который после смерти ордынского хана Узбека (1341 г.) стал самостоятельной религией. В пользу рождения Ислама как разультата отделения друг от друга главных символов Православия — креста и полумесяца — говорит факт того, что в большинство европейских языков, включая турецкий, «мечеть» вошла как moscue, mosche, moscu, что воспроизводит звучание слова «Москва». Это свидетельствует о том, что в средневековой Европе новая религия ассоциировалась, прежде всего, с татарской Московией. Впрочем, сторонники арабскго варианта происхождения Ислама указывают, что в данном случае речь может идти о мусалле (от слова араб. «салят» — молитва) — особом типе открытых сооружений, окружённых стеной или имеющих только одну стену (в исламе она отмечает направление в сторону Мекки) и расположенных обычно за пределами города.

На ранних этапах истории ислам для собственных культовых целей или приспосабливал храмы покорённых народов, или, по мере развития внешней экспансии, в заложенных на месте бывших военных лагерей новых городах, возводились очень простые и функциональные сооружения, приближающиеся по форме и плану к дому Пророка в Медине.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между :

* масджид — небольшая мечеть для индивидуальной молитвы;
* масджид Джамми — соборная (или «пятничная») мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы.

Масджид джами, или как её иначе называют по-русски — большая мечеть, пятничная мечеть или соборная мечеть, переживает расцвет в эпоху Омеядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины — уммы.

Параллельно с этим, простые или частные масжид приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу, то место, куда посылаются молитвы. Это направление на Каабу называется кибла (дословно «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

В самый ранний период, когда мечетей ещё не было и молитва производилась на очерченном на песке участке земли, киблу определяли по тени воткнутого в землю копья. Ориентация на Мекку утвердилась тогда, когда Мухаммед, после переезда общины в Медину, объявил языческое святилище — Каабу — и мусульманской святыней так же. Об этом ясно говорится во второй суре Корана, принадлежащей к числу древнейших мединских откровений.

Типы мечетей

* Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
* Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего и Среднего Востока, Малой и Средней Азии;
* Мечеть с минаретом на крыше — прямоугольное одно—двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трехъярусную башню.

Элементы мечети

* кибла — («то, что находится напротив») направление на Каабу, задняя, обращённая к Каабе, стена мечети;
* михраб — ориентированная на Каабу священная ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
* аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
* минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
* максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
* дикка — специальные платформы, стоя на которых муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;
* курси — пюпитр для Корана

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.