В арабском мире жизнь буквально пронизана музыкой. Европейцам часто кажется, что арабская музыка скучна. Это объясняется специфически развитым у арабов слухом: для них важна не мелодия, а ритм и последовательность тактов. По небольшим барабанчикам — ‘уда’, ‘дафф’ — бьют то с краю, то по центру, и для араба в кажущемся однообразии напева заключается высокий смысл. Сейчас и за пределами арабского мира становится все больше поклонников арабской музыки.

Арабская поп-музыка

Самая обширная музыкальная группа — это современная арабская поп-музыка, под которую на дискотеках танцуют арабский танец — беллиданс.

В современном арабском мире классической считается музыка ‘тараб’ (араб.). К этой категории относится ‘золотой фонд’ арабской песенной культуры — Умм Кульсум, Фейруз, Далида, Сабах, Сабах Фахри. В арабском мире это культовая музыка. Если спросить араба, нравится ли ему Фейруз, то, скорее всего, он удивленно посмотрит на Вас и скажет, что Фейруз нравится всем. И, возможно, даже расскажет, как ‘правильно’ слушать эту музыку. Например, Фейруз принято слушать по утрам: чашка крепкого арабского кофе и немного Фейруз — хорошее начало дня, не правда ли? Вообще, музыка этой категории отличается тем, что под нее обычно не танцуют, ее слушают. Вполне типична ситуация, когда мужчины собираются на концерт Сабаха Фахри и там рыдают: К категории ‘тараб’ с небольшой натяжкой можно отнести исполнителей песен на классическом арабском языке, а не диалекте.

Существует танцевальная музыка для дабке — песни, длящиеся по 20-40 минут. Дабке — это традиционный арабский коллективный танец: повторяющиеся несложные ритмичные движения. Дабке обычно танцуют 20-30 человек, мужчины и женщины. Все держатся за руки, а первый танцор (мужчина) — ведущий — с четками в руках управляет танцем. В каждом городе танцуют свое дабке. Дабке танцуют на семейных мероприятиях, в некоторых семьях это случается очень часто — например, раз в неделю. Если танцуют под живую музыку, то для дабке необходимо ‘табле’ (большой барабан) и ‘ребаб’ (однострунный инструмент).

Можно выделить особую музыкальную категорию — ‘маваль’. Маваль — это скорее поэзия, чем музыка. Более того, при исполнении маваль до музыки дело может и не дойти вовсе: Выглядит это примерно так: певец в форме речитатива рассказывает о своих чувствах, причем так, что это трогает и завораживает слушателей. В какой-то пиковый момент ‘чувствоописания’ может раздаться музыка (а может и не раздаться). Но если уж музыка раздалась, то это моментально заводит аудиторию, которая начинает неистово танцевать (или же в такой момент на сцене может появиться танцовщица, к которой будет приковано внимание разогретой глубоким сопереживанием аудитории).
Существует также народная арабская музыка и музыкальные коллективы, которые возвращают этой музыке дыхание современности.